Минфин дал предварительную оценку
Дефицит федерального бюджета по итогам января-июня 2024 года составил 929 млрд рублей, или 0,5% ВВП, следует из предварительной оценки Минфина. Объем доходов бюджета в первом полугодии 2024 года составил 17 трлн рублей — плюс 38% к аналогичному периоду прошлого года. Какие ключевые факторы повлияли на сокращение дефицита бюджета и как будет складываться ситуация с госфинансами далее, выясняли «Известия».
Существенное сокращение
По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-июне 2024 года составил 17 093 млрд рублей, что на 38% выше объема поступления доходов в соответствующем периоде 2023 года. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов как федерального бюджета (+27% г/г), так и бюджетной системы в целом (+24% г/г) наблюдается устойчивая положительная динамика, говорится в сообщении Минфина.
Объем расходов федерального бюджета по итогам января-июня 2024 года составил 18 022 млрд рублей, что выше уровня предыдущего года на 22,3% год к году.
Таким образом, по итогам января-июня 2024 года федеральный бюджет сложился с дефицитом в размере 929 млрд рублей и соответствует 0,5% от прогнозируемого на текущий год ВВП РФ. Это на 1,421 трлн рублей ниже уровня аналогичного периода прошлого года — тогда дефицит бюджета составлял 1,4% ВВП.
Дорогая нефть и новые рынки
Сокращение дефицита произошло на фоне глобальной экономической нестабильности и санкционного давления на Россию, а увеличение доходов бюджета стало одним из ключевых факторов сокращения дефицита.
Причем основными драйверами роста стали как нефтегазовые доходы, так и ненефтегазовые, практически в равной степени: прибавка составила 2,3 трлн и 2,4 трлн рублей соответственно.
Восстановление цен на нефть и газ на мировых рынках привело к увеличению экспортных поступлений в бюджет.
Цены на нефть в первой половине 2024 года стабильно выше $80 за баррель за эталонный Brent, что подтолкнуло вверх стоимость и российской нефти, привязанной к эталону. Так, если в первом полугодии 2023 года средняя цена нефти основного экспортного российского сорта Urals составляла около $52,5 за баррель, то за тот же период 2024-го — около $69,1 за баррель.
Вдобавок Россия существенно расширила количество импортеров своей нефти, став в этом году крупнейшим поставщиком нефти в Индию.
Наблюдавшиеся сложности в поставках как из-за нехватки танкеров, так и из-за проблематичности для индийского бизнеса осуществлять международные расчеты в рупиях и рублях, теперь, по всей видимости, успешно решены, если Индия и РФ 70% взаимной торговли осуществляют в своих национальных валютах, замечает Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global.
Сверхплановые поступления
— Доходы федерального бюджета рассчитаны на основе экспортных цен на нефть марки Urals, равных $71,3 за баррель, и газ ($268,8 за тысячу кубометров), и если цена на нефть была выше расчетной в марте и начиная с середины мая, то цены на газ опускались ниже плановых только в феврале. Налицо рост сверхплановых нефтегазовых доходов, — уточняет Галина Сорокина, директор Института экономики и финансов ГУУ.
Здесь положительно повлияло и ослабление курса рубля. В феврале-мае текущего года курс колебался в диапазоне 90–92,5 рубля за доллар, притом что в бюджет была заложена цена нефти $71,3 и курс 90,1 рублей за доллар. Кроме того, по предварительным оценкам, ВВП вырос за первое полугодие на 5% — это положительно сказалось на росте прочих доходов, замечает Екатерина Безсмертная, декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при правительстве РФ.
Что касается ненефтегазовых доходов, это, в первую очередь, различные виды фискальных сборов. Их увеличению способствовал как высокий уровень инфляции в стране — чем выше цены, тем больше налогов приходится платить — так и рост деловой активности, а также введение новых сборов и увеличение ставок по действующим, отмечает Артур Мейнхард, руководитель аналитического управления по глобальным рынкам ИК Fontvielle.
Устойчивый бюджет
Экономисты подчеркивают: сегодня можно говорить о достаточно высокой устойчивости государственных финансов. Вадим Петров, член Межсессионной финансовой консультативной группы (IFAG) IOC UNESCO, выделяет несколько аспектов сбалансированности российского бюджета.
— Во-первых, консервативная фискальная политика, направленная на поддержание макроэкономической стабильности. Это включает в себя соблюдение бюджетного правила, которое ограничивает использование нефтегазовых доходов для финансирования текущих расходов и направляет их в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Во-вторых, ФНБ продолжает оставаться важным инструментом для поддержания бюджетной устойчивости. По состоянию на июнь 2024 года объем средств в ФНБ составил около 13 трлн рублей, что позволяет компенсировать возможные бюджетные дефициты в будущем. Наконец, риски фискальной нестабильности снижает низкий уровень государственного долга РФ. По данным Центрального банка, государственный долг России составляет около 18% ВВП, — говорит эксперт.
Поправки в закон о бюджете 2024 года сейчас находятся на рассмотрении в Госдуме и предусматривают дефицит в размере 2,12 трлн рублей, или 1,1% ВВП. Эти поправки позволят бюджету продолжать оставаться сбалансированным, считают экономисты.
С 2025 года, когда вступят в силу новые поправки, связанные с прогрессивной шкалой НДФЛ и повышением ставки налога на прибыль, как федеральный, так и региональные бюджеты получат в общей сложности около 2 трлн рублей дополнительных доходов, прогнозируют аналитики Freedom Finance Global. По их оценкам, в 2025 году дефицит бюджета будет менее 0,5%, а в 2026 году федеральный бюджет РФ станет вообще бездефицитным.
Источник: https://iz.ru/1725697/oksana-belkina/izlishestva-vredny-rossiia-rezko-sokratila-defitcit-biudzheta
© 2014 - 2024 / ООО «Инвестиционная компания «Фонтвьель»
ООО «ИК «Фонтвьель» оказывает финансовые услуги на территории Российской Федерации. Государственное регулирование деятельности компании и защиту интересов ее клиентов осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
Для получения консультации оставьте заявку
ООО «ИК «Фонтвьель» осуществляет свою деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии со следующими лицензиями профессионального участника рынка ценных бумаг: на осуществление брокерской деятельности № 045-13947-100000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление депозитарной деятельности № 045-14038-000100 от 14 сентября 2017 г.; на осуществление дилерской деятельности № 045-13948-010000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами на рынке ценных бумаг № 045-13949-001000 от 24 июля 2015 г.; а также уведомляет о существовании риска возникновения конфликта интересов, в том числе вследствие осуществления ООО «ИК «Фонтвель» профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на условиях совмещения различных видов профессиональной деятельности.
Компания предлагает Вам убедиться в том, что Вы имеете право инвестировать средства в упомянутые на сайте финансовые инструменты, продукты или услуги. Информация о финансовых инструментах и сделках с ними, которая может содержаться на сайте, подготовлена и предоставляется обезличено. Такая информация представляет собой универсальные для заинтересованных лиц сведения, в том числе общедоступные сведения о возможности совершать операции с финансовыми инструментами. Информация о структурных продуктах предназначена для квалифицированных инвесторов.
Информация, размещенная на сайте, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Компания сохраняет за собой право предоставлять посетителям сайта индивидуальные инвестиционные рекомендации исключительно на основании договора об инвестиционном консультировании, исключительно после определения инвестиционного профиля и в соответствии с ним.
В случае указания на сайте доходности финансовых инструментов за определенный период, Компания не гарантирует доходности в будущем. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем.
Компания рекомендует Вам не полагаться исключительно на информацию, с которой Вы были ознакомлены на сайте, а сделать свою собственную оценку и привлечь, при необходимости, независимых экспертов.