Skip to main content

Китайские банки дрогнули под натиском антироссийских санкций: что ждет экономику РФ

Эксперты рассказали, чем обернется остановка финансовых операций с КНР для России

Китайский банк Zhejiang Chouzhou Commercial, ставший крупнейшим расчетным центром для отечественных импортеров в связи с удобным расположением своей штаб-квартиры в городе Иу — большом логистическом центре, 7 февраля прекратил проводить операции российских и белорусских контрагентов. Причем транзакции были прекращены и через международную систему SWIFT, и через российскую СПФС (Систему передачи финансовых сообщений), и через китайскую CIPS. Почему в КНР решили так поступить и как такие инциденты могут отразиться на отечественной экономике, «МК» выяснил у экспертов.

О прекращении отношений с компаниями из России и Белоруссии менеджеры Zhejiang Chouzhou Commercial банка предупредили своих контрагентов на прошлой неделе. Отечественные бизнесмены указали на то, что решение было принято в преддверии «китайского Нового года» (10 февраля), а это период длинных праздников и выходных в КНР, когда с вывозом товаров точно возникнут сложности, по крайней мере до марта. Одновременно в отечественной прессе появилась информация, что операции с компаниями из России ограничила еще одна влиятельная кредитно-финансовая организация, входящая в тройку крупнейших в КНР. Она начала требовать доказательств отсутствия контактов с подсанкционными лицами, подтверждений того, что покупаемые российскими бизнесменами товары не предназначаются для оборонно-промышленного комплекса, не отправляются в Крым и т.д. Все это указывает, что Zhejiang Chouzhou Commercial может оказаться не единственной кредитно-финансовой организацией КНР, которая в итоге откажется от операций с российским бизнесом, опасаясь вторичных санкций Запада.

Правда, по мнению финансового аналитика Андрея Верникова, ситуацию не стоит драматизировать, просто не надо воспринимать банковскую систему КНР как монолит. В Китае есть силы, заинтересованные в развитии экономических отношений с Западом, а есть те, кто ориентирован на Россию. С точки зрения экономики Китай и США — это сиамские близнецы, их интересы сильно переплетены, поэтому власти КНР в каких-то моментах будут уступать США. Сейчас экономика Китая не в лучшем состоянии и сильно зависит от экспорта в Штаты.

При этом ситуация с платежами между Россией и Китаем уже вышла на самый высокий уровень: президент нашей страны Владимир Путин обсудил этот вопрос с главой КНР Си Цзиньпином во время телефонных переговоров в пятницу, 8 февраля. Лидеры двух стран договорились продолжить работу по созданию финансовой инфраструктуру, чтобы обеспечить надежность платежей, отметив, что уже свыше 90% расчетов между Россией и КНР проводятся в рублях и юанях.

Обсуждение вопроса на политическом уровне дает надежду, что проблемы в проведении операций больше не повторяться. Однако эксперты призывают относиться к платежным возможностями КНР без излишнего оптимизма, поскольку не стоит недооценивать американское влияние в мире и экономические связи США и Китая. «Причина сложностей, возникших одновременно во взаиморасчётах России с Китаем и Турцией, одна и та же. Для дополнительного давления на финансовые структуры стратегических торговых партнёров России Белый дом издал указ, подписанный американским президентом Джо Байденом в конце декабря, — объясняет поведение китайских партнеров руководитель отдела по работе с состоятельными клиентами ИК Fontvielle Сергей Соловых. — Этот документ расширил возможности министерства США по санкциям в адрес тех банков, которые подозреваются в помощи РФ в обходе ограничений». При этом Штаты не являются основными торговыми партнерами этих стран, но их доля вместе с Евросоюзом значительно выше, чем у России. Например, Китай наторговал с нашей страной за 2023 год на $240 млрд. Однако в совокупном тандеме США плюс ЕС объем торгов КНР равен почти $1,5 трлн, то есть в 6 раз больше.  

«Европейские и американские регуляторы способны контролировать валютные транзакции не только через систему SWIFT, но и анализируя всеобъемлющую банковскую отчетность, которую финансовая организация обязана предоставлять в иностранные регулирующие органы, если хочет функционировать на их территории, — продолжает разговор генеральный директор логистической компании «РФК Групп» Максим Чепов. — Таким образом, для иностранных регуляторов работа китайского банка достаточно прозрачна. Если финансовая организация хочет продолжать работу с ЕС и США, то она обязана соблюдать санкции по отношению к России». Скорее всего, банк Chouzhou Commercial оценил, что его доля сотрудничества с ЕС и США выше, чем доля российско-китайских транзакций. Как следствие, им выгоднее отказаться от сотрудничества с российскими компаниями, чем потерять долю рынка в Европе и Штатах, полагает эксперт.

Маловероятно, что руководство Поднебесной будет принимать решения, противоречащие экономическим интересам страны, а системообразующие банки не станут игнорировать возможные риски вторичных санкций.

Однако ситуация не является патовой. Если в аналогичном случае с Турцией (банки этой страны, испугавшись вторичных санкций, прекратили операции с российскими компаниями и физическими лицами), финансовая система которой ограничена примерно 50 различными банками, разговор ведётся о создании специального кредитного учреждения, основной целью которого будет проведение взаиморасчётов между Россией и Турцией, то с КНР все может разрешиться ещё проще. Китайская банковская система весьма обширна и изобилует средними и небольшими банками, которые в вопросах выбора клиентов не так зависимы от возможных санкций, как крупные банки. Как отметил Соловых, переориентация на них потребует некоторого времени, но это вполне рабочий сценарий, который может реализоваться в условиях усиливающегося санкционного давления на основного торгового партнёра России.

«⁠В большом китайском финансовом секторе найдется место и тем, кто предпочитает работать только с США и Европой, и тем, кто будет работать только с Россией и дружественными ей странами», — полагает Чепов. Сложностей участникам рынка эта ситуация добавит, но совсем остановить партнерские отношения не сможет, уверен аналитик.

При этом в случае потери Китая как платежного оператора наша страна окажется в очень сложном положении. «Никаких новых больших партнеров для экспорта России найти не удастся, — говорит Верников. — Индия и Китай — это экономические гиганты и потребляют много сырья, поэтому возникающие во взаимной торговле проблемы надо решать. Наверняка, трудности и дальше будут возникать, но лидеры Китая и России нацелены на конструктивное сотрудничество. Экономика Китая экспортно ориентированная и, чтобы быть конкурентной, нуждается в гарантированных поставках не очень дорогих сырьевых ресурсов из России».

Помимо политики существует и коммерция, в которой китайцы сильны испокон веков. По мнению Чепова, ⁠политической воли о прекращении сотрудничества с Россией в пользу США, безусловно, нет, но каждый китайский банк сам оценивает риски и возможности сотрудничества с нашей страной и действует исходя из собственных выгод.

Наилучшей стратегией для России в сложившейся ситуации, по мнению доцента кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова Екатерины Новиковой, будут следование выбранной нашим государством политике и продолжение развития финансовой инфраструктуры для взаиморасчетов с ключевыми торговыми партнерами. А сюда, в дополнение к Китаю и Турции, стоит отнести и Саудовскую Аравию, и ОАЭ, и Индию.

Источник: https://www.mk.ru/economics/2024/02/11/kitayskie-banki-drognuli-pod-natiskom-antirossiyskikh-sankciy-chto-zhdet-ekonomiku-rf.html

+7 (495) 785-31-25
apply@fontvielle.ru
  Адрес: Москва, Саввинская набережная 15, этаж 7

© 2014 - 2025 / ООО «Инвестиционная компания «Фонтвьель»

ООО «ИК «Фонтвьель» оказывает финансовые услуги на территории Российской Федерации. Государственное регулирование деятельности компании и защиту интересов ее клиентов осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Для получения консультации оставьте заявку

Оставить заявку

ООО «ИК «Фонтвьель» осуществляет свою деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии со следующими лицензиями профессионального участника рынка ценных бумаг: на осуществление брокерской деятельности № 045-13947-100000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление депозитарной деятельности № 045-14038-000100 от 14 сентября 2017 г.; на осуществление дилерской деятельности № 045-13948-010000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами на рынке ценных бумаг № 045-13949-001000 от 24 июля 2015 г.; а также уведомляет о существовании риска возникновения конфликта интересов, в том числе вследствие осуществления ООО «ИК «Фонтвель» профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на условиях совмещения различных видов профессиональной деятельности.

Компания предлагает Вам убедиться в том, что Вы имеете право инвестировать средства в упомянутые на сайте финансовые инструменты, продукты или услуги. Информация о финансовых инструментах и сделках с ними, которая может содержаться на сайте, подготовлена и предоставляется обезличено. Такая информация представляет собой универсальные для заинтересованных лиц сведения, в том числе общедоступные сведения о возможности совершать операции с финансовыми инструментами. Информация о структурных продуктах предназначена для квалифицированных инвесторов.

Информация, размещенная на сайте, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Компания сохраняет за собой право предоставлять посетителям сайта индивидуальные инвестиционные рекомендации исключительно на основании договора об инвестиционном консультировании, исключительно после определения инвестиционного профиля и в соответствии с ним.

В случае указания на сайте доходности финансовых инструментов за определенный период, Компания не гарантирует доходности в будущем. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем.

Компания рекомендует Вам не полагаться исключительно на информацию, с которой Вы были ознакомлены на сайте, а сделать свою собственную оценку и привлечь, при необходимости, независимых экспертов.