После того, как россияне лишились доступа на зарубежные криптобиржи, они начали искать варианты разморозки счетов через даркнет с риском натолкнуться на мошенников. Параллельно с этим российские власти хотят дать инвесторам безопасную альтернативу — отечественную криптобиржу. По словам опрошенных «Компанией» экспертов, собственная площадка принесет пользу не только криптоинвесторам, но и самим властям. Однако все еще остается риск ее низкой ликвидности, поскольку трейдеры из других стран вряд ли перейдут на российскую криптобиржу.
Криптобиржи начали «избавляться» от россиян в октябре, когда Евросоюз ужесточил санкции против РФ. Теперь компании с европейской лицензией не могут открывать счета и криптокошельки для россиян, а до этого для них действовало ограничение по величине активов — €10 тыс. Часть крупных криптобирж сразу же закрыли свой доступ россиянам — BitMEX, Bitstamp, WhiteBIT, Gemini. Некоторые площадки ограничили действия российских пользователей лишь частично. При этом на этих биржах остаются заблокированными, по подсчетам экспертов, счета десятков тысяч россиян, на которых хранятся порядка 2-3 млрд рублей.
Желающим вернуть свои деньги готовы помочь в даркнете. По данным «Коммерсанта», в объявлениях теневого интернета предлагают вывести средства с Binance, Kraken, Huobi, KuCoin. Комиссия начинается от 35% от выводимой суммы и доходит до 85%. Вместе с числом предложений растет и число мошенников, которые обещают за определенную сумму восстановить аккаунт.
Недополученные миллиарды
Избавить россиян от проблем с ограничениями на иностранных биржах вызвались власти. В конце ноября депутаты Госдумы начали разрабатывать проект создания национальной криптобиржи. Для этого они встречались с участниками рынка и обсуждали поправки в закон «О цифровых финансовых активах» (ЦФА), писали «Ведомости». При этом к разговору не привлекали Минфин и ЦБ, которые уже довольно давно спорят друг с другом о целесообразности легализации криптовалют в России.
Минфин еще в феврале 2022 года разработал законопроект по созданию легального рынка цифровых валют с установлением правил их оборота, участников, признания существования криптобиржи и обменников. Против выступил ЦБ, уверенный в необходимости полного запрета криптовалют внутри страны. Позже позиция регулятора немного смягчилась, и его представители вместе с Минфином достигли понимания по двум вопросам: использование криптовалют в майнинге и во внешнеэкономической деятельности.
По словам источников «Ведомостей», Госдума сначала хочет учесть в своем предложении позицию рынка, а после направить итоговый документ в ЦБ и правительство для обсуждения. «Бессмысленно говорить, что криптовалюты не существует, но проблема в том, что она циркулирует в большом потоке вне государственного регулирования. Это миллиарды рублей недополученных бюджетных доходов в виде налогов», — говорил изданию член комитета по экономической политике Госдумы Сергей Алтухов.
При этом депутаты учитывают твердую позицию и не рассматривают распространение криптовалюты как платежного средства внутри страны. А биржа, в свою очередь, станет скорее местом, где ее можно конвертировать и задекларировать — обменником, говорил источник «Ведомостей».
Риски в ликвидности
Российское криптосообщество — одно из самых влиятельных в индустрии, отмечает руководитель аналитического управления по глобальным рынкам ИК «Fontvielle» Артур Мейнхард. По разным источникам, владельцами криптовалют в России являются более 17,5 млн человек — почти 12% населения (без учета новых территорий). Сейчас объем мирового рынка криптовалют оценивается в $800 млрд, а на долю России приходится около $100 млрд, следует из данных CoinMarketCap. «Создание национальной криптобиржи способно решить множество проблем как для инвесторов и майнеров с одной стороны, так и для регулирующих органов с другой», — уверен Мейнхард.
По его словам, ЦБ благодаря разработке получит полностью открытую для себя торговую платформу, в рамках которой регулятор мог бы контролировать движение каждого актива с полным раскрытием данных о каждом инвесторе, в частности, состоянием его квалификации. Кроме того, регулятор может обязать всех майнеров на территории России продавать добытые криптовалюты исключительно на новой торговой площадке в рамках контроля уровня добычи на территории страны, а за качественный учет майнинговых мощностей могло бы отвечать Минэнерго, рассуждает Мейнхард.
Между тем в работе национальной криптобиржи все еще остается риск низкой ликвидности, поскольку трейдеры из других стран вряд ли захотят вносить свои активы на такую площадку, добавляет главный редактор Crypto.ru Влад Крылов. В качестве примера он привел белорусские криптобиржи, которые работают в полностью регулируемой среде, однако все еще не составляют серьезную конкуренцию мировым брендам на рынке криптовалют.
При этом разработка высококачественной, защищенной платформы криптобиржи может обойтись в сотни тысяч долларов, а объем средств для ее развития и поддержки может приблизиться к миллиону долларов ежемесячно, говорит CEO компании AtreIdea Сергей Белов.
По его словам, в России есть необходимые условия для создания криптобиржи, включая «эффективное управление и профессиональную разработку», а также техническую инфраструктуру. Однако для того, чтобы проект реализовался, необходимо создать условия для пользователей не хуже, чем на международных частных торговых площадках, подчеркивает Мейнхард. Речь идет о количестве активов и возможности по размещению капитала (процентный доход, стейкинг и др.).
Он добавил, что идея национальной криптовалютной биржи сама по себе кроется в возможности вести учет и контроль за движением капитала внутри данной площадки. «В конечном итоге каждой инвестор первично ищет наиболее безопасную площадку для сохранения и приумножения капитала, а ее централизация или децентрализация играют всегда вторичную роль», — заключил Мейнхард.
© 2014 - 2024 / ООО «Инвестиционная компания «Фонтвьель»
ООО «ИК «Фонтвьель» оказывает финансовые услуги на территории Российской Федерации. Государственное регулирование деятельности компании и защиту интересов ее клиентов осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
Для получения консультации оставьте заявку
ООО «ИК «Фонтвьель» осуществляет свою деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии со следующими лицензиями профессионального участника рынка ценных бумаг: на осуществление брокерской деятельности № 045-13947-100000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление депозитарной деятельности № 045-14038-000100 от 14 сентября 2017 г.; на осуществление дилерской деятельности № 045-13948-010000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами на рынке ценных бумаг № 045-13949-001000 от 24 июля 2015 г.; а также уведомляет о существовании риска возникновения конфликта интересов, в том числе вследствие осуществления ООО «ИК «Фонтвель» профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на условиях совмещения различных видов профессиональной деятельности.
Компания предлагает Вам убедиться в том, что Вы имеете право инвестировать средства в упомянутые на сайте финансовые инструменты, продукты или услуги. Информация о финансовых инструментах и сделках с ними, которая может содержаться на сайте, подготовлена и предоставляется обезличено. Такая информация представляет собой универсальные для заинтересованных лиц сведения, в том числе общедоступные сведения о возможности совершать операции с финансовыми инструментами. Информация о структурных продуктах предназначена для квалифицированных инвесторов.
Информация, размещенная на сайте, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Компания сохраняет за собой право предоставлять посетителям сайта индивидуальные инвестиционные рекомендации исключительно на основании договора об инвестиционном консультировании, исключительно после определения инвестиционного профиля и в соответствии с ним.
В случае указания на сайте доходности финансовых инструментов за определенный период, Компания не гарантирует доходности в будущем. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем.
Компания рекомендует Вам не полагаться исключительно на информацию, с которой Вы были ознакомлены на сайте, а сделать свою собственную оценку и привлечь, при необходимости, независимых экспертов.