Skip to main content

Мисселинг: как не стать жертвой недобросовестных продавцов финансовых услуг

Мисселинг – продажа одного финансового продукта под видом другого

Продажу одного финансового продукта под видом другого обозначают термином мисселинг (misselling, с англ. «неправильная продажа»). Центробанк относит мисселинг к одним из видов недобросовестного поведения финансовых организаций при их взаимодействии с потребителями и инвесторами.

В то же время мисселинг – это не мошенничество. Клиент получает услугу, за которую платит, но она ему не нужна. Продавец вводит покупателя в заблуждение, выдавая одну услугу за другую. Иногда мисселинг путают с активными продажами, когда клиенту предлагают дополнительные товары или услуги. Например, если при покупке стиральной машины продавец рекламирует страховку или расширенную гарантию за дополнительную плату, то это не будет мисселингом, поскольку об услуге заявлено прямо.

Где можно столкнуться с мисселингом

Как правило, мисселинг распространен на финансовом рынке: в банках, страховых компаниях, негосударственных пенсионных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов (ПИФов).

Сотрудники кредитных, инвестиционных и страховых организаций пользуются тем, что большинство клиентов плохо разбираются в финансовых продуктах и под видом одной услуги навязывают другую. Чаще всего это происходит следующим образом: клиент соглашается с условиями сделки, которые озвучил финансовый консультант или брокер, и подписывает договор, не ознакомившись с ним подробно. А потом узнает о дополнительных платных услугах, прописанных в нем.

Центробанк ведет собственную статистику мисселинга, основываясь на поступивших жалобах. Лидируют в этом списке банки – именно на них приходится подавляющая часть жалоб. Как правило, кредитные организации навязывают не свои услуги, а страховки и инвестиционные продукты. Чаще всего это инвестиционное страхование жизни (ИСЖ), накопительное страхование жизни (НСЖ), паевые инвестиционные фонды (ПИФы), услуги брокера или доверительного управляющего.

Дело в том, что многие крупные банки владеют дочерними страховыми компаниями (например, «Сберстрахование» или «АльфаСтрахование»), услуги которых нужно продавать. За это сотрудники банков получают премии и надбавки к зарплате, что мотивирует их продвигать продукты. Отсюда и возникает мисселинг, когда клиента вынуждают оформить нужный продавцу продукт любым способом.

Как не стать жертвой мисселинга

Исполнительный директор финансового маркетплейса «Выберу.ру» Ярослав Баджурак дал несколько советов, как не стать жертвой мисселинга.

Он рекомендует:

  • внимательно изучать условия договора;
  • не стесняться задавать уточняющие вопросы по всем пунктам, которые не вызывают доверия;
  • не подписывать договор, не проверив срок, на который планируется его заключить;
  • уточнить гарантированную доходность финансового продукта, стоимость обслуживания и размер комиссий;
  • узнать, охраняются ли накопления государственной системой страхования вкладов (под защитой находятся только банковские депозиты и вложения в негосударственные пенсионные фонды, риски по остальным видам инвестиций клиент берет на себя);
  • зафиксированы ли в договоре гарантии, которые вам ранее озвучивал сотрудник финансовой организации.

Что делать, если стал жертвой мисселинга

О том, как действовать, если стал жертвой недобросовестных продаж финансовых продуктов, РИАМО рассказал руководитель отдела по работе с состоятельными клиентами ИК Fontvielle Сергей Соловых.

Первое, что, по его словам, нужно сделать – проверить, есть ли шанс отказаться от навязанного продукта в одностороннем порядке. Например, для некоторых договоров предусмотрен так называемый «период охлаждения», в течение которого можно отказаться от услуг и вернуть деньги. В большинстве случаев он составляет 14 дней. Для договоров накопительного страхования этот период длится 30 дней.

«Если же шанс на отказ от договора в «период охлаждения» упущен или он вообще не предусмотрен условиями продукта, то нужно обратиться с письменной претензией к стороне договора и потребовать его расторгнуть. Чаще всего будет получен отказ. Тогда стоит пожаловаться в Банк России. Этот орган весьма пристально следит за этим явлением, и недобросовестным банкам невыгодно попадать в зону более пристального внимания со стороны регулятора», – рекомендует Соловых.

  Возможно, угроза написания жалобы или сама жалоба изменит настроение должностных лиц в банке, и договор расторгнут, а деньги вернут, полагает финансист.

Если же и в этом случае не удалось добиться справедливости, то эксперт советует обратиться в суд с иском в отношении финансовой организации.

«Гражданским кодексом РФ предусмотрена возможность оспорить сделку, если она совершена под влиянием обмана или введения в заблуждение. Правда, придется эти факты доказать, и тут все средства будут полезны: переписка, аудиозаписи разговоров, письменные обращения и претензии, свидетельские показания. Путь непростой, но иногда имеет смысл его пройти, чтобы не потерять большее», – отмечает Соловых.
Источник: https://riamo.ru/article/692521/misseling-kak-ne-stat-zhertvoj-nedobrosovestnyh-prodavtsov-finansovyh-uslug

+7 (495) 785-31-25
apply@fontvielle.ru
  Адрес: Москва, Саввинская набережная 15, этаж 7

© 2014 - 2024 / ООО «Инвестиционная компания «Фонтвьель»

ООО «ИК «Фонтвьель» оказывает финансовые услуги на территории Российской Федерации. Государственное регулирование деятельности компании и защиту интересов ее клиентов осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Для получения консультации оставьте заявку

Оставить заявку

ООО «ИК «Фонтвьель» осуществляет свою деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии со следующими лицензиями профессионального участника рынка ценных бумаг: на осуществление брокерской деятельности № 045-13947-100000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление депозитарной деятельности № 045-14038-000100 от 14 сентября 2017 г.; на осуществление дилерской деятельности № 045-13948-010000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами на рынке ценных бумаг № 045-13949-001000 от 24 июля 2015 г.; а также уведомляет о существовании риска возникновения конфликта интересов, в том числе вследствие осуществления ООО «ИК «Фонтвель» профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на условиях совмещения различных видов профессиональной деятельности.

Компания предлагает Вам убедиться в том, что Вы имеете право инвестировать средства в упомянутые на сайте финансовые инструменты, продукты или услуги. Информация о финансовых инструментах и сделках с ними, которая может содержаться на сайте, подготовлена и предоставляется обезличено. Такая информация представляет собой универсальные для заинтересованных лиц сведения, в том числе общедоступные сведения о возможности совершать операции с финансовыми инструментами. Информация о структурных продуктах предназначена для квалифицированных инвесторов.

Информация, размещенная на сайте, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Компания сохраняет за собой право предоставлять посетителям сайта индивидуальные инвестиционные рекомендации исключительно на основании договора об инвестиционном консультировании, исключительно после определения инвестиционного профиля и в соответствии с ним.

В случае указания на сайте доходности финансовых инструментов за определенный период, Компания не гарантирует доходности в будущем. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем.

Компания рекомендует Вам не полагаться исключительно на информацию, с которой Вы были ознакомлены на сайте, а сделать свою собственную оценку и привлечь, при необходимости, независимых экспертов.