Эксперты оценили применимость французского опыта на отечественном рынке труда.
По Франции прокатилась волна протестов, вызванная намерением властей повысить пенсионный возраст с 62 до 64 лет. Наши соотечественники также опасаются возможного подъема возраста выхода на заслуженный отдых: ведь определенные основания для этого есть. В прошлом году российский рынок труда заметно поредел. Не захотят ли и наши власти заполнить образовавшиеся трудовые ниши за счет «новых» пенсионеров? С этим вопросом «МК» обратился к экспертам.
Сергей Сухоставец, операционный директор платформы «Рокет Ворк»: «Безусловно, демографический кризис, старение рабочих рук — это проблемы, с которыми сталкиваются многие страны. Они же провоцируют снижение производительности труда, что замедляет экономический рост, и на фоне надвигающейся глобальной рецессии закономерно заставляет правительства производить переоценку расходов, в том числе на социальную сферу. Так что французская история вполне может повториться в ближайшем будущем и в других странах, в особенности в социально-ориентированных государственных моделях.
Россия же уже прошла этот путь, подняв пенсионный возраст в 2019-м и вряд ли пойдет на это еще раз. С одной стороны, создавать еще один повод для внутренней социальной напряженности сейчас явно не время, с другой — мер, предпринятых в 2019 году, должно быть вполне достаточно.
Проблему же дефицита рабочих рук и повышения производительности труда намного эффективнее можно решить за счет модернизации производств и подхода к кадрам — перехода на модель аренды кадров и аутстаффинг. Этот процесс мы наблюдаем уже сейчас, и на этом фоне закономерно растет число фрилансеров и самозанятых — к 2030 году их число в нашей стране может вполне достичь отметки в 12-14 млн, или примерно 17% от всего экономически активного населения. Для кого-то из них самозанятость будет основным источником дохода, для кого-то — вторичной занятостью и дополнительным источником дохода. Для бизнеса же аренда кадров и вывод компетенций за штат позволит оптимизировать расходы, что в кризис особенно важно.
Уверен, что и эта категория трудящихся в будущем начнет активнее инвестировать в собственное будущее и станет новыми плательщиками добровольных взносов в ПФР, что позволит сделать систему более устойчивой и не потребует дополнительных изменений возраста выхода на пенсию».
Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»: «Повышение пенсионного возраста в России оказалось крайне непопулярной мерой. И, в общем, не такой уж эффективной — хотя, по данным Росстата, с 1 января 2019 года по 1 января 2022 года общее число пенсионеров в России сократилось почти на 1,8 млн человек, а пенсионеров по старости — на 2,07 млн чел. (в том числе вследствие ковида), соотношение работающих и пенсионеров изменилось незначительно: численность занятых на 1 пенсионера в 2018 году составляла 1,55, а в 2021 году (последние доступные данные) — 1,57.
Пенсионная «реформа» включала ежегодную индексацию пенсий неработающим пенсионерам на уровень несколько выше официальной инфляции. Однако соотношение между среднемесячным размером страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров и среднемесячной номинальной зарплатой в экономике снизилось, по данным Счетной палаты (СП), с 35% в 2017 году до 31,4% на конец 2022 года.
Причем далее, по прогнозу СП, тенденция продолжится, и к 2026 году коэффициент опустится ниже 30%. С такими цифрами убедить население в целесообразности нового повышения пенсионного возраста было бы крайне сложно.
Спад деловой активности в российской экономике, частичная мобилизация и миграционный отток, конечно, ухудшают ситуацию с уплатой налогов и страховых взносов. Впрочем, многие из релокантов, пока сохраняя статус налогового резидента, продолжают работать в российских компаниях удаленно и платить налоги, так что основной ущерб здесь могут нанести законодательные инициативы с запретом или ограничениями удаленной работы из-за рубежа.
Переход федерального бюджета от профицита к плановому дефициту на ближайшие 3 года, в свою очередь, может сделать проблему ежегодных трансфертов на покрытие дефицита Пенсионного (теперь – Социального) фонда более чувствительной. Вероятно, это будет способствовать поиску способов сокращения дефицита Пенсионного фонда – необязательно это будет новое повышение пенсионного возраста, возможно — увеличение требований к стажу и количеству баллов для получения пенсии. Однако сейчас, когда общество и так в последний год получило стресс вследствие спецоперации на Украине, санкций, снижения реальных располагаемых доходов, мобилизации, вряд ли подходящее время для таких экспериментов».
Александр Сафонов, профессор Финансового университета при Правительстве РФ: «Новой пенсионной реформы в России в ближайшее время мы не увидим, поскольку переход на новый пенсионный возраст, начатый в 2019 году, еще не закончен и вновь установленный у нас пенсионный возраст (60 лет для женщин и 65 — для мужчин) соответствует среднемировому.
При попытке его поднять власти столкнутся с проблемами трудоустройства старших возрастов, что вынудит отправлять людей на пенсию досрочно. Единственное правильное решение в этом случае — это только стимулирование работодателей в части создания благоприятных условий труда для лиц старших возрастов».
Руслан Спинка, директор управления продаж и клиентского обслуживания ИК Fontvielle: «Обычно предпосылкой к проведению пенсионной реформы является старение населения. Когда работоспособное население не может экономически поддерживать пенсионеров, властям приходится принимать ряд непопулярных решений в данном направлении для стабилизации ситуации.
В большинстве стран мира, особенно развитых, ситуация следующая: рождаемость низкая, а продолжительность жизни постепенно растёт. В этой ситуации возможны разные варианты. В США, например, недостаток трудоспособного населения компенсируется за счёт мигрантов, которые приезжают в страну работать, ценя гражданство Штатов. В Японии за счёт высокотехнологичных производств один работающий гражданин может «обеспечить» нескольких пенсионеров, что тоже несколько сглаживает ситуацию.
Если же есть предпосылки к тому, что нагрузка по содержанию старшего поколения становится непосильной для трудоспособных граждан, властям приходится принимать меры. Если упустить момент, то такая экономическая ситуация может вызвать цепную реакцию, негативно повлияв на уровень рождаемости. Одно из наиболее очевидных решений — пенсионная реформа по повышению возраста выхода на заслуженный отдых.
Однако стоит понимать, что пенсионная реформа — не одномоментная инициатива. Например, в России её пошаговое внедрение предполагает переходный период длиной в десятилетие — с 2019-го по 2028 год. Кроме того, для принятия такого решения необходим определённый уровень общественный лояльности, что порой требует длительной информационной подготовки населения к нововведению, которое всегда воспринимается гражданами негативно. В нашей стране, вероятно, сначала подойдёт к финалу реализация действующей пенсионной реформы, потом будут проанализированы её итоги, и тогда уже станут понятны дальнейшие шаги по улучшению общей демографической ситуации».
МЕЖДУ ТЕМ
В этом году в России впервые за новейшую историю никто, за исключением досрочников, не выйдет на пенсию по возрасту. Это предусмотрено шагами пенсионной реформы, предусматривающей повышение пенсионного ценза до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин к 2028 году. Как следует из справки Социального фонда РФ, в 2022-м выходили на пенсию женщины, рожденные во втором полугодии 1965-го и достигшие 56,5 года, а также мужчины, рожденные во втором полугодии 1960-го и достигшие 61,5 года. Следующий выход новых пенсионеров запланирован на 2024-й: это будут женщины 1966 года рождения (в 58 лет) и мужчины 1961 года рождения (в 63 года).
© 2014 - 2024 / ООО «Инвестиционная компания «Фонтвьель»
ООО «ИК «Фонтвьель» оказывает финансовые услуги на территории Российской Федерации. Государственное регулирование деятельности компании и защиту интересов ее клиентов осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
Для получения консультации оставьте заявку
ООО «ИК «Фонтвьель» осуществляет свою деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии со следующими лицензиями профессионального участника рынка ценных бумаг: на осуществление брокерской деятельности № 045-13947-100000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление депозитарной деятельности № 045-14038-000100 от 14 сентября 2017 г.; на осуществление дилерской деятельности № 045-13948-010000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами на рынке ценных бумаг № 045-13949-001000 от 24 июля 2015 г.; а также уведомляет о существовании риска возникновения конфликта интересов, в том числе вследствие осуществления ООО «ИК «Фонтвель» профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на условиях совмещения различных видов профессиональной деятельности.
Компания предлагает Вам убедиться в том, что Вы имеете право инвестировать средства в упомянутые на сайте финансовые инструменты, продукты или услуги. Информация о финансовых инструментах и сделках с ними, которая может содержаться на сайте, подготовлена и предоставляется обезличено. Такая информация представляет собой универсальные для заинтересованных лиц сведения, в том числе общедоступные сведения о возможности совершать операции с финансовыми инструментами. Информация о структурных продуктах предназначена для квалифицированных инвесторов.
Информация, размещенная на сайте, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Компания сохраняет за собой право предоставлять посетителям сайта индивидуальные инвестиционные рекомендации исключительно на основании договора об инвестиционном консультировании, исключительно после определения инвестиционного профиля и в соответствии с ним.
В случае указания на сайте доходности финансовых инструментов за определенный период, Компания не гарантирует доходности в будущем. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем.
Компания рекомендует Вам не полагаться исключительно на информацию, с которой Вы были ознакомлены на сайте, а сделать свою собственную оценку и привлечь, при необходимости, независимых экспертов.