Skip to main content

Почувствуй разницу. Как изменился рынок новых автомобилей в 2022 году

Наводнение китайских автомобилей не спасло отечественный авторынок от провала продаж в прошлом году

Агентство «Автостат» вместе с их дочерней компанией «Паспорт промышленного консалтинга» поделилось результатами исследования рынка новых легковых автомобилей в России по итогам 2022 года. Результаты анализа показывают, что его объем составил 626,3 тыс. единиц — это -58,7% к 2021 году. Аналитиками был сформирован топ-30 регионов с наибольшими объемами реализованных автомобилей. В него вошли Воронежская область, продав в прошлом году 10,8 тыс. автомобилей против 25 тыс. годом ранее (сокращение на уровне -56%), и Белгородская область со снижением продаж до 7,1 тыс. вместо 16,2 тыс. автомобилей ранее (-56,1%).

Возглавили рейтинг Москва, МО и Санкт-Петербург, реализовав от 41 до 97 тыс. автомобилей (вместо прошлогодних 105-220 тыс.). 

Андрей Скрипский, региональный директор сети автосалонов Fresh Auto Воронеж, отмечает ключевые причины происходящего: дефицит новых автомобилей, рост их стоимости, снижение спроса. При этом он сохраняет оптимизм и говорит о возможности возвращения былых объемов реализации на докризисный уровень, так как потребность осталась как у физлиц, так и у корпоративных клиентов, которым необходимо регулярно обновлять свои автопарки.

«Кроме того, на сегодняшний день наращиваются объемы новых автомобилей, производимых в России от брендов Москвич, Lada, Sollers, а также корректируются логистические цепочки для ввоза в РФ импортных авто. В 2023 году может быть продано более 1 млн автомобилей», — прогнозирует эксперт, отметив, что в регионах новая машина продается дешевле, чем в мегаполисах, так как средний заработок в субъектах РФ значительно ниже.

Несколько менее оптимистично смотрят на рынок в пресс-службе ГК «Автодом», которая говорит о продаже не более 500-700 тыс. единиц авто в 2023 году. Виной тому станет продолжающийся низкий покупательский спрос.

Китайский vs отечественный продукт

«В 2023 году покупатели будут отдавать предпочтение автомобилям китайских брендов, которые уже сейчас конкурируют между собой. Эти ожидания обоснованы количеством дилеров, которые предлагают авто из Китая. Их доля с начала 2022 года выросла на 30%», — добавляют в ГК «Автодом».

Действительно, сложившейся ситуацией пользуются и продолжат пользоваться «китайцы», которые быстро решают проблемы с дополнительными поставками автомобилей («Яндекс.Такси» Москвы уже обновили парк китайцами Chery и Haval), говорит генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев. Однако против них играет все еще настороженное отношение к ним потенциальных покупателей, неуверенных в том, смогут ли они в будущем выгодно продать приобретенный актив.

Lada била рекорды по продажам, отмечает Матвеев, но как долго это будет продолжаться, неизвестно. Главным преимуществом отечественных авто всегда была относительно низкая цена. Поэтому производителю нужно постараться сохранить это преимущество, чтобы продажа авто велась на уровне РРЦ. Наши соотечественники крайне редко готовы купить российский товар по цене дороже, чем его зарубежные аналоги — это подтверждают опросы, которые проводились в последние месяцы. По его мнению, отечественный автомобиль в отличии от «китайца» в будущем можно легче сбыть с рук.

«Цены на автомобили выросли и будут продолжать расти в связи с дефицитом поставок и спекуляцией дилеров. Если ищете машину здесь и сейчас, советую звонить продавцам в разные города, выезжать лично и торговаться, т.к. в каждом регионе разная степень дефицита», — предлагает гендиректор «Мой Автопрокат».

Кто нас покинул

По мнению руководителя отдела по работе с состоятельными клиентами ИК Fontvielle Сергея Соловых, среди основных предпосылок кризисных явлений в первую очередь стоит отметить сужение предложения. В феврале-марте 2022 года западные компании приостановили поставки в Россию и заморозили производство на ее территории.

«За минувший год с отечественного рынка ушли General Motors, Renault, Nissan, Mercedes-Benz, Toyota, Ford и другие предприятия. Весной со стороны Европейского Союза было введено эмбарго на поставку в нашу страну предметов роскоши, в список которых попали авто дороже 50 тысяч евро. Схожие ограничения одобрили США и Япония. Сокращение предложения привело к росту стоимости новых легковых автомобилей. Цены увеличивались еще до начала СВО, а спровоцированные антироссийскими санкциями процессы лишь подстегнули их», — говорит Соловых.

Дмитрий Матвеев добавляет, что среднестатистическим автовладельцам не хватало бюджетных масс-маркет моделей Hyundai (еще можно найти Creta и Solaris), Kia, Volkswagen и т.п.

Почему пропал интерес и надолго ли

Вместе с тем сокращение объемов продаж в 2022 года более, чем в два раза по сравнению с 2021-ым, связано не только с предложением, но и со стагнацией платежеспособного спроса. Доходы людей практически не выросли, говорит заместитель руководителя направления «Экономика инфраструктурных отраслей» ЦСР Алексей Сафронов. Он сообщил, что по данным Росстата средние начисленные зарплаты в России в ноябре 2022 года были на 13,3% больше, чем годом ранее (данные за весь год пока не опубликованы), а потребительская инфляция по итогам года составила 12%. Получается, что реальные зарплаты выросли всего на 1 процент.

«При этом даже этот рост вызывает сомнения, так как Минэкономразвития России в своем макроэкономическом прогнозе указало, что ожидает падение ВВП России по итогам 2022 года на 2,9% и снижение реальных доходов населения на 2,2%. На 2023 г. Минэкономразвития планирует продолжение спада ВВП», — считает Сафронов. — Реальные доходы населения в 2023 г. могут немного превысить уровень 2022 г., но они не достигнут уровня 2021-го».

Хотя в прошлом году была резко ускорена структурная трансформация экономики с упором на импортозамещение и перестройку логистики на восток, маловероятно, что этот процесс завершится в 2023 году. Другими словами, в 2023-ем объемы продаж автомобилей на уровень 2021-го не вернутся.

Источник: https://chr.rbc.ru/chr/freenews/63d8f0f29a79477273f7ceb6?

+7 (495) 785-31-25
info@fontvielle.ru
  Адрес: Москва, Саввинская набережная 15, этаж 7

© 2014 - 2024 / ООО «Инвестиционная компания «Фонтвьель»

ООО «ИК «Фонтвьель» оказывает финансовые услуги на территории Российской Федерации. Государственное регулирование деятельности компании и защиту интересов ее клиентов осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Для получения консультации оставьте заявку

Оставить заявку

ООО «ИК «Фонтвьель» осуществляет свою деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии со следующими лицензиями профессионального участника рынка ценных бумаг: на осуществление брокерской деятельности № 045-13947-100000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление депозитарной деятельности № 045-14038-000100 от 14 сентября 2017 г.; на осуществление дилерской деятельности № 045-13948-010000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами на рынке ценных бумаг № 045-13949-001000 от 24 июля 2015 г.; а также уведомляет о существовании риска возникновения конфликта интересов, в том числе вследствие осуществления ООО «ИК «Фонтвель» профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на условиях совмещения различных видов профессиональной деятельности.

Компания предлагает Вам убедиться в том, что Вы имеете право инвестировать средства в упомянутые на сайте финансовые инструменты, продукты или услуги. Информация о финансовых инструментах и сделках с ними, которая может содержаться на сайте, подготовлена и предоставляется обезличено. Такая информация представляет собой универсальные для заинтересованных лиц сведения, в том числе общедоступные сведения о возможности совершать операции с финансовыми инструментами. Информация о структурных продуктах предназначена для квалифицированных инвесторов.

Информация, размещенная на сайте, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Компания сохраняет за собой право предоставлять посетителям сайта индивидуальные инвестиционные рекомендации исключительно на основании договора об инвестиционном консультировании, исключительно после определения инвестиционного профиля и в соответствии с ним.

В случае указания на сайте доходности финансовых инструментов за определенный период, Компания не гарантирует доходности в будущем. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем.

Компания рекомендует Вам не полагаться исключительно на информацию, с которой Вы были ознакомлены на сайте, а сделать свою собственную оценку и привлечь, при необходимости, независимых экспертов.