Подводя итоги прошлого года, портал ГАРАНТ.РУ отмечал, что в 2021 году нормотворческий процесс практически вернулся в допандемийный – более спокойный – режим. В феврале текущего года – с началом специальной военной операции на Украине, как мы все знаем, ситуация сильно изменилась. Снова потребовалось оперативное принятие антикризисных мер, причем более масштабных, чем во время пандемии. Об их эффективности с точки зрения отраслевых экспертов и непосредственно получателей поддержки ГАРАНТ.РУ рассказывал в течение года (см. материалы по тегам санкции и текущая ситуация).
Безусловно, многочисленные масштабные санкции против России сильно повлияли практически на все сферы жизни. В этой статье – анализ ситуации к концу года: какие отрасли пострадали больше всего, как идет перестроение технологических и бизнес-процессов, когда, по экспертным оценкам, ситуация стабилизируется.
Тем не менее за прошедший год было принято немало изменений, не связанных с санкциями и антисанкциями. ГАРАНТ.РУ попросил экспертов выделить наиболее важные из них и поделиться ожиданиями от предстоящего года.
Военная служба
Разумеется, не упомянуть об одном из самых обсуждаемых событий 2022 года – объявлении в соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647 частичной мобилизации – нельзя. Поскольку мобилизация стала первой в истории современной России, на практике возникло очень много вопросов о порядке ее проведения (портал ГАРАНТ.РУ отслеживал все появляющиеся официальные разъяснения) и статусе мобилизованных. В самом указе, напомним, было установлено лишь соответствие уровня денежного содержания граждан, призванных на военную службу по мобилизации, уровню содержания военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах РФ по контракту. Остальные гарантии вводились отдельными нормативными актами. Так, мобилизованным гражданам, в частности:
- гарантируется сохранение рабочих мест. На время прохождения военной службы действие трудового договора мобилизованного приостанавливается, и в этот период он не может быть расторгнут по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, а также истечения срока действия срочного трудового договора (Федеральный закон от 7 октября 2022 г. № 376-ФЗ). «При этом у работодателя не возникает обязанности по выплате средней заработной платы мобилизованному работнику в период прохождения военной службы, что позволяет сделать вывод о соблюдении баланса интересов всех сторон», – отмечает руководитель отдела правового сопровождения клиентов компании «ПризываНет» Клавдия Бакуменко. Кроме того, с 19 декабря этого года новая ст. 351.7 Трудового кодекса, устанавливающая особенности обеспечения трудовых прав мобилизованных, контрактников и добровольцев, дополнена ч. 12, которая закрепляет за такими лицами, трудовой договор с которыми был расторгнут в период прохождения военной службы в связи с истечением срока действия, преимущественное право на трудоустройство к бывшему работодателю: на ранее занимаемую должность или, если вакансии по ней нет, – на другую вакантную должность или работу, соответствующую квалификации этого лица, а при отсутствии таковых – на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу (Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. № 545-ФЗ; действие данной нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 года);
- предоставляются кредитные каникулы – на срок службы и 30 дней по ее окончании (этот период может быть продлен, если заемщик лечится в стационарных условиях от ран или заболеваний, полученных в ходе специальной военной операции, или признан судом безвестно отсутствующим). Обратиться за их оформлением нужно будет не позднее 31 декабря 2023 года (Федеральный закон от 7 октября 2022 г. № 377-ФЗ);
- обеспечивается возможность сохранить бизнес. На призываемых индивидуальных предпринимателей и единственных учредителей (участников) организаций, являющихся их руководителями, не распространяется общий запрет на осуществление предпринимательской деятельности военнослужащими – они могут передать ведение бизнеса доверенным лицам, а призывные комиссии должны предоставлять им пять рабочих дней на решение организационных вопросов, связанных с дальнейшим осуществлением предпринимательской деятельности (Федеральный закон от 20 октября 2022 г. № 404-ФЗ). «Поскольку закон вступил в силу только 20 октября, на завершающем этапе мобилизации, воспользоваться таким пятидневным периодом смогли немногие. Тем не менее он обладает неплохим потенциалом, поскольку в случае возобновления мобилизации позволит предпринимателям сохранить свой бизнес и соответствующие рабочие места», – полагает Клавдия Бакуменко. Стоит отметить, что призыв работодателя – физического лица или единственного учредителя (участника) юридического лица, являющегося его единоличным исполнительным органом, на военную службу по мобилизации в ситуации, когда такой работодатель не уполномочил другое лицо осуществлять его права и исполнять обязанности в период службы, является основанием для прекращения трудового договора – п. 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ дополнен соответствующим положением с 4 ноября этого года (Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. № 434-ФЗ).
Среди не слишком обширной пока судебной практики по спорам, связанным с частичной мобилизацией, эксперт выделила решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 30 ноября 2022 г. № 2а-6201/2022 (текст решения пока не опубликован, уникальный идентификатор дела, по которому можно найти информацию о нем на сайте суда: 47RS0006-01-2022-006539-37). Это первый и на данный момент единственный судебный акт, которым решение о призыве по мобилизации гражданина, подавшего заявление о замене военной службы альтернативной гражданской, признано незаконным. «Удовлетворив требования административного истца, суд признал право гражданина, предусмотренное Конституцией РФ, но не урегулированное федеральными законами – Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» не содержит норм, позволяющих заменить службу по призыву по мобилизации на альтернативную гражданскую службу», – подчеркнула Клавдия Бакуменко. Упомянутый закон, нужно отметить, был дополнен в этом году ст. 17.1 «Прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации», но касается она только лиц, проходящих такую службу на момент объявления мобилизации. В соответствии же с ч. 3 ст. 59 Конституции РФ любой гражданин РФ имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.
Напомним, в связи с проведением частичной мобилизации сроки осеннего призыва в этом году были сокращены на месяц: обычно он идет с 1 октября по 31 декабря, в этом году – с 1 ноября (Указ Президента РФ от 30 сентября 2022 № 691). О завершении частичной мобилизации Министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил 28 октября.
Перспективы дальнейшего изменения законодательства в части регулирования вопросов, касающихся мобилизации, во многом будут зависеть от того, как проходит специальная военная операция, полагает Клавдия Бакуменко: пока вектор изменений направлен на повышение престижности военной службы и дальнейшее расширение социальных гарантий военнослужащим, а также конкретизацию механизмов реализации уже установленных мер поддержки.
По мнению же управляющего партнера адвокатского бюро г. Москвы «Матюнины и Партнеры», руководителя Общественной приемной Уполномоченного по защите прав предпринимателей в г. Москве по вопросам нарушений и преступлений в сфере экономической деятельности Олега Матюнина, в следующем году можно ожидать неоднократного внесения изменений и дополнений в закон о мобилизационной подготовке и мобилизации, поскольку в текущем году обсуждалось довольно значительное число инициатив о его корректировке, а реализована пока лишь небольшая их часть.
Труд, социальное обеспечение
В этом году были приняты очень важные изменения для граждан, работающих по договорам гражданско-правового характера (ГПХ), – с 1 января 2023 года они, наряду с теми, кто работает по трудовым договорам, подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 237-ФЗ). Получать пособия смогут лица, работающие по договорам, предметом которых являются выполнение работ или оказание услуг, договорам авторского заказа, а также авторы, получающие выплаты по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, лицензионным договорам о предоставлении права использования таких произведений и по издательским лицензионным договорам. Самозанятых это изменение не коснется.
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком для лиц, работающих по договорам ГПХ, установлен Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2022 г. № 2310. Правила таковы:
- если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято по договорам ГПХ у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком будут выплачиваться ему страховщиком по одному из этих страхователей, какому именно, выбирает само застрахованное лицо;
- если гражданин работает и по договору ГПХ, и по трудовому договору, то больничные и пособия по беременности и родам будут выплачиваться ему страховщиками и по страхователю, у которого данное лицо занято по трудовому договору (если оно работает по совместительству у нескольких работодателей – по каждому из них), и по страхователю, на которого застрахованное лицо работает по договору ГПХ (если договоров ГПХ несколько – по одному из страхователей по выбору застрахованного лица). Ежемесячное пособие по уходу за ребенком будет выплачиваться страховщиком по одному из страхователей, на которого работает застрахованное лицо, – по выбору последнего.
Таким образом, исполнители по договорам ГПХ будут дороже обходиться заказчикам, отмечает юрист по трудовому праву hh.ru Татьяна Нечаева, обращая внимание на то, что в 2023 году получить пособия смогут еще не все граждане, соответствующие указанным выше критериям, а только те, кто работал по трудовому договору и за которых в ФСС были перечислены страховые взносы в размере не менее 4833,72 руб. Это обусловлено тем, что право лиц, занятых по договорам ГПХ, на получение страхового обеспечения поставлено в зависимость от суммы страховых взносов, начисленной с выплат в их пользу, за календарный год, предшествующий году, в котором наступил страховой случай, – она должна быть не меньше стоимости страхового года (ч. 4.2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).
ОЖИДАЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Татьяна Нечаева, юрист по трудовому праву hh.ru:
«В июле 2022 года Минфин России сообщил о планируемых налоговых изменениях на ближайшие три года [разработанный министерством в целях реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период 2022-2024 годов законопроект размещен на официальном портале проектов нормативных правовых актов, ID: 02/04/01-22/00124239. – ГАРАНТ.РУ]. Одна из инициатив – считать выплаты от работодателей или заказчиков из России доходами от российских источников независимо от места работы/оказания услуг, указанного в договоре. Предполагается, что место работы станет определяться только местонахождением (юридическим адресом) работодателя либо заказчика. В случае внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс доходы таких работников и исполнителей будут облагаться НДФЛ.
Еще одно предлагаемое изменение, касающееся трудовых отношений, – установить с 1 января 2023 года лимит компенсаций, выплачиваемых дистанционным сотрудникам в связи с использованием в работе личного имущества (телефонов, компьютеров, Интернета), которые не включаются в доход, подлежащий налогообложению. Предполагается освобождать от НДФЛ компенсацию в размере 35 руб. за рабочий день, то есть чуть больше 700 руб. в месяц. Подтверждающие документы от сотрудника на эту сумму не понадобятся».
Важнейшее ожидаемое событие в сфере социального обеспечения – объединение ПФР и ФСС России: с 1 января 2023 года начнет работу Фонд пенсионного и социального страхования РФ – Социальный фонд России (Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ). Предполагается, что создание единого фонда, с одной стороны, сделает процесс получения мер социальной поддержки гражданами более удобным, с другой – позволит снизить административную нагрузку на работодателей, в том числе за счет введения единого тарифа страховых взносов. О том, к чему готовиться кадровикам и бухгалтерам в связи с этими изменениями, узнайте из колонки нашего эксперта и тематической справки системы ГАРАНТ. Также советуем следить за материалами ГАРАНТ.РУ по тегу СФР. Официальные разъяснения, касающиеся работы фонда, пока можно найти в специальном разделе на сайте ПФР (pfr.gov.ru/grazhdanam/social_fond), с 1 января 2023 года должен заработать непосредственно сайт СФР.
Налоги
Еще в прошлом году эксперты называли одним из наиболее интересных изменений, внесенных в налоговое законодательство, закрепление для предпринимателей особого порядка уплаты налогов и сборов – в виде единого налогового платежа (ЕНП). В этом году ЕНП в соответствии со ст. 45.2 НК РФ могли применять – в режиме эксперимента – организации и индивидуальные предприниматели, которые провели с налоговым органом сверку расчетов и направили ему соответствующее заявление в установленные сроки. С 1 января 2023 года такой порядок перечисления большинства обязательных платежей в налоговые органы становится обязательным для всех организаций и индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ; далее – Закон № 263-ФЗ).
С одной стороны, схема с ЕНП и единым налоговым счетом (ЕНС), на котором будут размещаться перечисленные в качестве ЕНП средства, удобна: налоговая инспекция будет сама распределять поступившие средства в счет исполнения обязанности по каждому виду налога и сбора, с другой – такой порядок может усложнить процесс разрешения споров, отмечают эксперты. «Например, в случае, когда налогоплательщик не согласен с требованием налогового органа и хочет его обжаловать, возникнет неясность: как оспорить размер и доказать необоснованность доначисления налога и взыскания пени, штрафа, если механизм единого налогового счета не позволяет понять, по какому налогу и сбору возникла задолженности и за какой период», – полагает генеральный директор юридической компании MAPLEX Екатерина Новикова. По мнению исполнительного директора консалтинговой компании «Деловой Вектор» Рустэма Гайнуллина, после введения ЕНП любые спорные вопросы, связанные с начислениями, можно будет решать только после осуществления оплаты.
Эксперт советует обратить особое внимание на очередность платежей: сначала за счет ЕНП будут погашаться существующие налоговые задолженности компаний и только потом – новые начисления. Согласно п. 8 ст. 45 НК РФ (в редакции от 1 января 2023 года) распределение денежных средств, перечисленных или признаваемых в качестве единого налогового платежа, осуществляется налоговыми органами на основании совокупной обязанности налогоплательщика в такой последовательности: 1) недоимка; 2) налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы; 3) пени; 4) проценты; 5) штрафы.
МНЕНИЕ
Ирина Смирнова, управляющий владелец группы компаний «Ваш Бухгалтер», основатель Лиги Защиты Бизнеса:
«ЕНП, который заменит привычные платежи по различным кодам бюджетной классификации, призван облегчить работу бухгалтера и уменьшить вероятность ошибок в реквизитах и суммах. Снижение количества опечаток, в свою очередь, минимизирует риски начисления штрафов, пеней, блокировок счета.
Все платежи пойдут на единый налоговый счет, с которого потом будут распределяться по ведомствам. При недостаточности средств на ЕНС плательщику нужно будет его пополнить.
Кроме того, плательщику необходимо будет подавать уведомление об исчисленных суммах налогов и авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, уплаченных в качестве ЕНП [форма, порядок заполнения и формат представления уведомления утверждены Приказом ФНС России от 2 ноября 2022 г. № ЕД-7-8/1047@. – ГАРАНТ.РУ].
Но все ли так просто?
Единый налоговый платеж в рамках пилотного проекта мог применяться еще с 1 июля 2022 года. Я работаю с бизнесом, но не знаю предпринимателей, которые отчитывались по-новому.
Начать работу с ЕНC необходимо с подписания документа о сверке с налоговой. В нем фиксируется сумма переплаты или недоплаты. И здесь начинаются вопросы. Высока вероятность того, что вернуть переплату по налогам, выявленную после подписания акта сверки, будет практически невозможно. Поэтому сейчас особенно важно успеть провести аудит и выявить излишне уплаченные суммы, чтобы не потерять деньги. Переплаты могут возникнуть, например, вследствие неиспользования положенных льгот. К нам часто обращаются клиенты с целью проверки учета, в результате получается вернуть организациям крупные суммы из бюджета как законную переплату.
Рекомендую собственникам доверить проведение аудита сторонним проверенным специалистам или организациям, которые не вели учет компании. Не с целью уличить бухгалтера, причина другая: вероятность того, что допустивший ошибку человек пропустит ее снова и снова при проверке своих же цифр, велика – так устроено наше восприятие.
Подготовьтесь к «революционному» закону со всей ответственностью, тогда входить в новые реалии будет спокойнее, а главное – выгодно».
Следует также напомнить, что с 1 июля этого года стартовал эксперимент по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН). Дата окончания эксперимента – 31 декабря 2027 года, пока он проводится на территории четырех регионов: Москвы, Московской и Калужской областей, Республики Татарстан (Федеральный закон от 25 февраля 2022 г. № 17-ФЗ; далее – Закон № 17-ФЗ). Применение такого режима предусматривает, в частности, освобождение организаций и ИП от уплаты некоторых налогов и обнуление тарифов страховых взносов (ч. 4-6 ст. 2, ч. 1, ч. 7 ст. 18 Закона № 17-ФЗ).
Отметим, что предприниматели, которые хотят перейти на АУСН в следующем году, могут уведомить об этом налоговую до 9 января 2023 года включительно. По общему правилу такое уведомление должно быть направлено в налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего календарному году, начиная с которого организация или ИП переходит на специальный налоговый режим (ч. 1 ст. 4 Закона № 17-ФЗ). Но поскольку в этом году 31 декабря – суббота, то есть нерабочий день, днем окончания срока является ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ, Письмо УФНС России по Московской области от 30 ноября 2022 г. № 16-12/080915@).
В предстоящем году регулятор продолжит работу по продвижению системы АУСН, позволяющей полностью автоматизировать взаимодействие с ФНС России ИП и небольших организаций, уверен Рустэм Гайнуллин. «Если говорить об общих тенденциях, то в 2023 году мы ожидаем дальнейшего расширения субсидий и мер поддержки для МСП, в том числе в плане налоговой оптимизации. Это связано с текущей конъюнктурой рынка и необходимостью эффективно выполнять планы по импортозамещению. Для крупного же бизнеса мы прогнозируем смещение вектора деловой активности в сторону работы с новыми субъектами РФ: ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областями. Данные регионы будут требовать серьезных инвестиционных вливаний для восстановления инфраструктуры, поэтому можно предположить, что регулятор будет стимулировать бизнес работать там путем предоставления субсидий и установления льготных налоговых режимов на этих территориях», – поделился прогнозами эксперт.
IT
Нельзя обойти вниманием тему льгот для IT-компаний: в этом году перечень мер поддержки, предоставляемой участникам IT-отрасли, расширился, а правила получения некоторых из них, в том числе налоговых льгот, изменились – ГАРАНТ.РУ подробно рассказывал об этих изменениях в статье. Поскольку возможность получения многих преференций напрямую зависит от наличия у организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, государственной аккредитации, одним из главных событий для участников отрасли стало утверждение нового порядка аккредитации (Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2022 г. № 1729). Теперь, чтобы получить аккредитацию, компания должна соответствовать следующим требованиям (п. 4 Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий; далее – Положение):
- иметь в качестве основного один из прямо перечисленных в Приложении № 1 к Положению видов экономической деятельности;
- платить работникам зарплату в размере не ниже средней по России или по субъекту РФ, в котором зарегистрирована организация;
- иметь определенную долю доходов от деятельности в области IT – более 30% всех доходов по итогам года, предшествующего дню подачи заявления на аккредитацию. Для новых компаний, созданных в том же году, в котором подается заявление о предоставлении аккредитации, с доходом более 1 млн руб. доходы от соответствующей деятельности должны составлять более 30% всех доходов за текущий год;
- размещать на своем официальном сайте информацию об осуществляемой IT-деятельности. Нужно напомнить, что Приказом Минцифры России от 8 октября 2022 г. № 766 был утвержден перечень видов деятельности, относящихся к деятельности в области информационных технологий;
- раскрывать Минцифры России сведения, составляющие налоговую тайну (согласие представляется в налоговые органы).
Без соблюдения требования о размере зарплаты сотрудников могут получить аккредитацию организации с доходом более 1 млн руб., которые являются правообладателями компьютерных программ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, и получали доход от их реализации в течение предшествующего году подачи заявки на аккредитацию года (п. 7 Положения).
Также особые условия предусмотрены для некоторых стартапов, а именно компаний, которые созданы менее чем за три года до подачи заявления о предоставлении аккредитации, имеют доход менее 1 млн руб. с даты создания и включены в региональные реестры стартапов, – они могут получить аккредитацию без соблюдения требования о доле дохода более 30% от деятельности в области IT. Если реестра стартапов в соответствующем субъекте РФ нет, организация вправе получить аккредитацию, не представляя соответствующую выписку (п. 8 Положения).
Важно отметить, что ряд организаций в принципе не смогут получить аккредитацию. К ним отнесены кредитные, финансовые и страховые организации, операторы, занимающие существенное положение в сетях связи общего пользования, государственные и муниципальные учреждения и предприятия, госкорпорации и госкомпании, публично-правовые компании, организации с долей государственного участия, прямого или косвенного, более 50% (кстати, по информации Минцифры России при первой проверке – 1 июля 2023 года – таких организаций, аккредитованных до вступления в силу нового порядка, на соответствие новым требованиям доля косвенного госучастия учитываться не будет) и др. Полный перечень таких компаний, которым будет отказано в предоставлении аккредитации, приведен в п. 17 Положения.
По словам управляющего RTM Group, эксперта в области кибербезопасности и права в IT Евгения Царева, интерес к получению аккредитации в этом году сильно вырос. «Новое положение об аккредитации наделало немало шума среди отечественных бизнесменов, поскольку аккредитация дает множество преимуществ – от налоговых льгот до отсрочки от призыва по мобилизации. По статистике обращений в нашу компанию, к концу года спрос на помощь в прохождении аккредитации вырос на 300% по сравнению с летом текущего года, – рассказал эксперт. – Такой обязательный критерий для прохождения аккредитации, как наличие средней заработной платы в размере не меньшем, чем установлено в стране или регионе, где зарегистрирована компания-заявитель, на наш взгляд, поможет компаниям выйти из тени. Выплачивать зарплату в конверте станет невыгодно, а предполагаемые льготы по страховым взносам сделают переход «на белую сторону» безболезненным и не очень затратным».
Персональные данные
За последние годы Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) корректировался неоднократно. Текущий год не стал исключением: Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 266-ФЗ в Закон № 152-ФЗ были внесены существенные изменения. Часть из них вступили в силу с 1 сентября – подробно об этих положениях рассказано в обзоре экспертов компании «Гарант», другие, в том числе новая редакция ст. 12 Закона № 152-ФЗ о трансграничной передаче данных, начнут действовать с 1 марта 2023 года.
МНЕНИЕ
Владислав Елтовский, старший юрист практики интеллектуальной собственности SEAMLESS Legal:
«Изменения были обусловлены и глобальным трендом на ужесточение регулирования в сфере персональных данных во всем мире, и участившимися случаями утечек данных у российских компаний, и повышенными киберрисками в текущих реалиях.
Новое регулирование в значительной степени меняет подходы к порядку обработки и защиты персональных данных и затрагивает деятельность как российских, так и иностранных компаний.
К наиболее существенным нововведениям относятся:
- распространение действия Закона № 152-ФЗ на иностранные компании, обрабатывающие персональные данные российских граждан;
- новые правила трансграничной передачи данных, которые фактически вводят разрешительный порядок трансграничной передачи, а также обязывают операторов проводить оценку получателей данных за границей;
- обязанность операторов уведомить Роскомнадзор об утечках персональных данных;
- взаимодействие операторов с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы (ГосСОПКА);
- необходимость подготовки более детальных политик обработки персональных данных;
- сокращение сроков ответа на запросы субъектов персональных данных.
Важно отметить, что часть норм все еще вызывает вопросы с точки зрения их практической реализации – мы ожидаем принятия подзаконных актов, уточняющих порядок их применения, а также разъяснений со стороны регулятора».
На сегодняшний день уже утверждены требования к подтверждению уничтожения персональных данных (Приказ Роскомнадзора от 28 октября 2022 г. № 179), требования к оценке вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения Закона № 152-ФЗ (Приказ Роскомнадзора от 27 октября 2022 г. № 178), перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных (Приказ Роскомнадзора от 5 августа 2022 г. № 128), – все они вступят в силу с 1 марта 2023 года.
В целом обновленное урегулирование значительно увеличило нагрузку на операторов персональных данных, отмечают эксперты. «Однозначно можно сказать, что законодательство стало жестче. Прежде всего – с целью обеспечить дополнительную защиту персональных данных граждан во всех сферах, где осуществляется предпринимательская деятельность, – изменения коснулись 98% компаний. Вместе с тем все это увеличило «бумажную» нагрузку на организации, и так расходующие значительную часть времени и ресурсов на подобную активность. Исключений, когда не нужно информировать власти о взаимодействии с клиентами, стало гораздо меньше», – отмечает Евгений Царев. «Можно сказать, что у бизнеса в целом стало больше обязанностей – к операторам персональных данных действительно относятся фактически любые компании и индивидуальные предприниматели, и их несоблюдение приведет к значительным штрафам – до полумиллиона рублей [по ст. 13.11 КоАП. – ГАРАНТ.РУ]. Часть изменений приняты в целях предотвращения утечек персональных данных, но, на мой взгляд, введенные дополнительные обязанности вряд ли помогут эти утечки предотвратить, а вот усложнить жизнь предпринимателям – вполне», – полагает управляющий партнер юридической компании «Упорова и партнеры» Надежда Упорова.
В этой связи стоит напомнить, что в профессиональном сообществе активно обсуждается возможность введения оборотных штрафов за утечку персональных данных – соответствующий законопроект разрабатывает Минцифры России1.
МНЕНИЕ
Евгений Царев, управляющий RTM Group, эксперт в области кибербезопасности и права в IT:
«С начала 2022 года в России произошел ряд крупных утечек персональных данных. Так, в открытом доступе оказались персональные данные клиентов сервиса доставки СДЭК, сервиса «Яндекс.Еда», службы доставки Delivery Club, сети лабораторий «Гемотест», Ростелекома, Почты России, компании Tele2 и др. В большинстве случаев речь шла о хакерских атаках, а похищенная информация насчитывала миллионы строк.
Реакцией Минцифры России на масштабные утечки стало предложение об ужесточении ответственности – в министерстве отметили, что действующее законодательство не решает проблему с подобными инцидентами.
В самом начале ведомство обсуждало штраф в размере 1-3% от годовой выручки организации, допустившей утечку. Потом предполагалось, что такой штраф должен быть только для компаний, допустивших утечку более 100 тыс. записей.
В доработанной версии законопроекта (по состоянию на октябрь) Минцифры России предлагает штрафы не только для компаний, но и для должностных лиц. Так, предполагается, что штрафы для руководителей организации, допустившей утечку данных от 10 000 до 100 000 субъектов, составят 200-400 тыс. руб., а для индивидуальных предпринимателей и юрлиц – 0,02% от оборота, но не менее 1 млн руб.».
Стоит подчеркнуть, что Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 266-ФЗ предусмотрены важные изменения в отношении персональных данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Так, с 1 марта 2023 года в выписку из ЕГРН, предоставляемую третьим лицам, сведения о фамилии, имени, отчестве и о дате рождения физического лица, за которым в ЕГРН зарегистрировано право, ограничение права или обременение на соответствующий объект недвижимости, будут включаться по общему правилу только при наличии в реестре записи о том, что указанным лицом разрешено предоставление его персональных данных третьим лицам (ст. 36.3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; далее – Закон № 218-ФЗ). Исключения, то есть случаи, когда эти данные включаются в выписку вне зависимости от того, содержится ли в реестре разрешение на их предоставление или нет, установлены непосредственно законом – в п. 6 ст. 36.3 Закона № 218-ФЗ.
Тем гражданам, которым эти сведения необходимы для совершения сделки с объектом недвижимости или для защиты своих прав и законных интересов, нужно будет обращаться к нотариусу, причем в первом случае потребуется совместное заявление с собственником недвижимости (ч. 14.1 ст. 62 Закона № 218-ФЗ). «С одной стороны, нововведение отражает общую законодательную тенденцию по защите персональных данных от доступа к ним неограниченного круга лиц. С другой – создает неудобства для сторон и может притормозить динамику гражданского оборота из-за невозможности получить выписку ЕГРН в сравнительно простом и быстром порядке», – отметила управляющий партнер консалтинговой компании «ЮКЕЙ» Надежда Пронина.
Недвижимость
Одно из самых обсуждаемых изменений этого года в сфере недвижимости – запрет на образование микродолей в жилых помещениях (Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 310-ФЗ; далее – Закон № 310-ФЗ). С 1 сентября 2022 запрещено совершать действия, влекущие возникновение долей в праве собственности либо разделение уже имеющихся долей в праве общей собственности на жилое помещение, если в результате площадь жилья каждого сособственника составит менее 6 кв. м. Несоблюдение данного требования при совершении сделок с жилыми помещениями влечет их ничтожность (ч. 1.1 ст. 30 Жилищного кодекса). Однако этот запрет не действует в случае возникновения права общей долевой собственности в силу закона, в том числе при наследовании, а также при приватизации помещения.
Это нововведение, по мнению доцента департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Андрея Белоусова, действительно поможет в борьбе с такими распространенными в последние годы явлениями, как оформление фиктивной регистрации по месту жительства и квартирное рейдерство. «Нельзя сказать, что данное изменение однозначно решает существующие проблемы, особенно в контексте того, что микродоли могут появляться в порядке наследования и приватизации, однако это неоспоримо огромный шаг вперед, с учетом того, что аналогичные законопроекты систематически, с 2013 года, вносились на рассмотрение Госдумы, но не принимались», – отметил в свою очередь управляющий партнер компании «Аверта Групп», руководитель Общественной приемной при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в г. Москве Алексей Шаров.
Обязательно стоит обратить внимание на внесенные Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 67-ФЗ в НК РФ изменения. Ими предусмотрено, что в случаях, когда кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества и земельных участков, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает их кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2022 года, для расчета налога на имущество граждан и организаций, а также земельного налога за 2023 год будет применяться кадастровая стоимость, которая подлежала применению с 1 января 2022 года (п. 2 ст. 375, п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 403 НК РФ в редакции указанного закона). Исключение – увеличение кадастровой стоимости в связи с изменениями характеристик объектов налогообложения. «В этом году во всех регионах страны проведена и утверждена кадастровая оценка земельных участков, которая будет действовать четыре года, начиная с 1 января 2023 года. В подавляющем большинстве случаев новая кадастровая стоимость выше существующей. Соответственно, граждан и компании ожидало повышение земельного налога. Поэтому принятое во избежание повышения налоговой нагрузки решение о «заморозке» кадастровой стоимости – явно позитивное для граждан и бизнеса изменение», – подчеркнула Надежда Упорова.
МНЕНИЕ
Алексей Шаров, управляющий партнер компании «Аверта Групп», руководитель Общественной приемной при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в г. Москве:
«Необходимость проведения в 2022 году во всех субъектах РФ кадастровой оценки земельных участков без учета ограничений по периодичности проведения государственной кадастровой оценки установлена ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ.
Для Москвы, например, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2022 года утверждены Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 3 ноября 2022 г. № 64489 – в среднем она увеличилась на 20%. Такой рост является весьма существенным и неизбежно приведет к увеличению числа исков об оспаривании новой кадастровой стоимости.
В связи с этим нужно вспомнить проблему, порожденную принятием Распоряжения Правительства РФ от 16 ноября 2021 г. № 3214-р об утверждении перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, – она заключается в острой нехватке государственных судебных экспертов, что приводит к колоссальным задержкам в производстве экспертиз.
Проведение назначаемых при рассмотрении дел об оспаривании кадастровой стоимости судебных экспертиз согласно указанному распоряжению поручается государственным экспертам. В своей практике по делам об установлении кадастровой стоимости объектов в размере рыночной наша компания столкнулась с беспрецедентным нарушением такими экспертами сроков проведения судебных экспертиз. Так, дела, переданные в марте-мае 2022 года для проведения экспертизы по определению рыночной стоимости объектов, не завершены по состоянию на декабрь 2022 года. Озвученные экспертным учреждением ориентировочные сроки завершения производства экспертиз – I квартал 2023 года. При этом судьи не принимают активных мер по ускорению получения экспертных заключений и возобновлению производства по делам. Таким образом, решение вопроса об оспаривании кадастровой стоимости может растянуться на 1,5-2 года. После проведения в 2023 году государственной кадастровой оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, обязательной в силу ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ, эта ситуация усугубится».
Среди свежей судебной практики, касающейся прав на недвижимое имущество, Надежда Пронина рекомендует обратить внимание, в частности, на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2022 года № 5-П – оно предписывает внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) изменения, направленные на защиту права граждан, которые купили жилье у собственника, попавшего в процедуру банкротства. Данным постановлением, напомним, п. 1 ст. 61.2 и п. 11 ст. 189.40 Закона № 127-ФЗ были признаны:
- конституционными в части, позволяющей признавать недействительным договор купли-продажи жилья, заключенный должником в течение одного года до принятия заявления о признании его банкротом с покупателем-гражданином, для которого это жилое помещение является единственным пригодным для постоянного проживания, при неравноценном встречном исполнении обязательств;
- неконституционными в части, не гарантирующей в системе действующего правового регулирования реального получения гражданином – покупателем жилья по такому договору, признанному недействительным, денежных средств, уплаченных им по данной сделке, которые он мог бы использовать для удовлетворения потребности в жилище.
Соответствующие гарантии и предстоит установить законодателю, а до этого момента в случае, когда договор купли-продажи жилого помещения признается недействительным по причине неравноценности встречного исполнения и данное помещение является для покупателя по данной сделке единственным пригодным для постоянного проживания, деньги, вырученные от его продажи на торгах в рамках процедуры банкротства должника, не поступают в конкурсную массу, а передаются такому покупателю. Если же полученная при реализации имущества сумма больше той, которую он уплатил по договору, остаток включается в конкурсную массу. До получения денег и в течение установленного судом разумного срока после их получения за гражданином-покупателем сохраняется право пользоваться этим жилым помещением, и участникам торгов об этом необходимо сообщать.
Реклама
О вступивших в силу с 1 сентября 2022 года новых законодательных положениях об обязательной маркировке интернет-рекламы и передаче информации о такой рекламе в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) портал ГАРАНТ.РУ писал неоднократно: и до начала действия ст. 18.1 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (с внесенными Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 326-ФЗ изменениями; далее – Закон № 38-ФЗ) – в этой статье подробно рассказано о нововведениях, и по итогам нескольких месяцев применения новых норм: в этом материале – обзор имеющихся на данный момент разъяснений уполномоченных органов.
Поэтому здесь приведем краткое резюме.
МАРКИРОВКА И УЧЕТ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (ГЛАВНОЕ)
Ирина Шурмина, глава практики цифрового права компании SEAMLESS Legal:
«Изменения о маркировке интернет-рекламы и передаче информации о ней в ЕРИР коснулись всех участников рекламного рынка: рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем и рекламные агентства.
Теперь к интернет-рекламе применяются следующие требования:
- в рекламные материалы необходимо включать пометку «реклама» и информацию о рекламодателе (или его сайте);
- до размещения рекламы необходимо получать у оператора рекламных данных (ОРД) идентификатор (в дальнейшем реклама должна распространяться только с идентификатором). Сейчас такими операторами являются семь компаний;
- после размещения рекламы необходимо передавать в Роскомнадзор (для учета ЕРИР) через ОРД сведения о размещенной рекламе и о цепочке договоров на размещение рекламы.
Маркировать нужно практически любую рекламу, размещенную в Интернете: баннеры, видео, аудио, рекламные статьи, рассылки, посты в соцсетях. Исключением может быть общая информация о хозяйственной деятельности и ассортименте товаров, размещаемая на собственных сайтах производителей или продавцов.
Исключения также предусмотрены для ограниченного перечня видов рекламы. Так, не требуется включать пометку, получать идентификаторы и передавать отчетность в отношении социальной рекламы, рекламы в теле- и радиопрограммах, которые распространяются в Интернете в том же виде, в котором они выходили в эфир.
При направлении рассылок по электронной почте и через мессенджеры необходимо включать в них пометку «реклама» и сведения о рекламодателе, но не требуется получать идентификаторы и передавать отчетность. Это исключение касается только рекламы собственных продуктов/услуг компании в рассылках по своим клиентам.
В 2023 году рынок ожидает появления специальной ответственности за несоблюдение новых требований – на текущий момент она не установлена, а представители Роскомнадзора устно высказывались о том, что штрафов не будет до 1 марта 2023 года. В то же время ст. 14.3 КоАП уже установлена общая ответственность за нарушение требований законодательства о рекламе, и данная статья согласно разъяснениям ФАС России уже сейчас может применяться при отсутствии пометки «реклама» и указания на рекламодателя или его сайт».
Эксперты обращают внимание, что пока далеко не на все вопросы о порядке применения новых требований есть ответы уполномоченных органов. «Например, реклама на собственном сайте уже сейчас подлежит маркировке, но установленного порядка получения идентификатора для нее нет, а у ОРД отсутствует соответствующий функционал. Среди других нерешенных вопросов – маркировка динамических креативов, налоговые риски бартерных размещений, реклама у блогеров в запрещенных в РФ соцсетях и др., – отметил Евгений Царев. – Для участников рынка важно получить ответы на эти вопросы до марта 2023 года, так как именно с этого времени регулятор начнет штрафовать за несоблюдение требований о маркировке».
Также представители профессионального сообщества подчеркивают, что для исполнения новых требований всем субъектам, на которые они распространяются, придется понести дополнительные расходы, прежде всего – на покупку серверного оборудования и программного обеспечения. По оценкам Ассоциации развития интернет-рекламы (АРИР) и Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), которыми поделился Евгений Царев, общие затраты рынка на реализацию нововведений составят от 10 млрд до 20 млрд руб. Еще одна статья расходов – оплата услуг ОРД. «Например, «МедиаСкаут» говорит о сумме, равной 1,5% расходов на рекламную кампанию. Тарифы других ОРД, скорее всего, будут озвучены уже в следующем году», – полагает эксперт.
Интеллектуальная собственность
Безусловно, одним из наиболее обсуждаемых событий в области интеллектуальной собственности стала частичная легализация параллельного импорта. В Постановлении Правительства РФ от 29 марта 2022 г. № 506 говорится о том, что к определенным товарам не применяются положения подп. 6 ст. 1359 и ст. 1487 Гражданского кодекса, и эта формулировка, по мнению экспертного сообщества, не бесспорна. На практике параллельный импорт представляет собой ввоз в Россию без согласия правообладателей определенных товаров, включенных в утверждаемый Минпромторгом России перечень, которые были введены в оборот за пределами РФ правообладателями (патентообладателями) или с их согласия. То есть данный механизм позволяет обеспечить российский рынок конкретной оригинальной продукцией, но ни в коем случае не контрафактом. Перечень товаров, разрешенных к ввозу в рамках параллельного импорта, установлен, напомним, Приказом Минпромторга России от 19 апреля 2022 г. № 1532 и уже трижды корректировался. Как поясняет министерство, решение о включении товаров (групп товаров) и брендов в этот перечень принимается, если компания ушла с российского рынка, закрыла производство в России, прекратила поставки. Исключается из него та продукция, которую правообладатели поставляют в необходимых для российских предприятий и конечных потребителей объемах (Информация Министерства промышленности и торговли РФ от 2 ноября 2022 года).
Как сообщил руководитель ФТС России Владимир Булавин в ходе 534 заседания Совета Федерации, которое состоялось 30 ноября, за период с мая по октябрь в Россию в рамках параллельного импорта было ввезено почти 2 млн тонн товаров на сумму около $17 млрд.
Одним из важнейших направлений защиты правообладателей остается по-прежнему борьба с контрафактом (еще раз: параллельный импорт с контрафактной продукцией никак не связан) – по состоянию на октябрь, по данным ФТС России, таможенными органами было выявлено более 7 млн единиц контрафактных товаров.
Особое внимание, нужно отметить, уделялось в этом году вопросам противодействия продаже контрафакта на маркетплейсах.
МНЕНИЕ
Евгений Царев, управляющий RTM Group, эксперт в области кибербезопасности и права в IT:
«По данным исследования компании KIP Legaltech, объем контрафакта на маркетплейсах в таких популярных категориях, как парфюмерия и косметика, лекарства, медицинские изделия и автозапчасти, может превышать 50%. Об увеличении количества контрафактных книг на маркетплейсах недавно заявили издательства «Эксмо-АСТ» и «Альпина Паблишер».
Стоит подчеркнуть, что Постановление Правительства РФ от 29 июля 2022 г. № 1351 приравнивает маркетплейсы к другим участникам оборота товаров легкой промышленности и обязывает их маркировать продукцию средствами идентификации. Из документа следует, что с 1 марта 2023 года онлайн-платформы будут нести ответственность за непередачу сведений в систему «Честный знак» и продажу контрафакта.
После принятия данного акта российские онлайн-площадки Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет» договорились о совместном ведении единой цифровой информационной системы для борьбы с контрафактной продукцией. В систему будут вноситься данные о случаях размещения контрафакта, информация о продавцах таких товаров, а также сведения из документов, подтверждающих нарушение.
Маркетплейс, обнаруживший у себя контрафакт самостоятельно либо после обращения правообладателя, потребителя или госорганов, блокирует предложения о его продаже на своем сайте. Данные об этом выгружаются в единую информационную систему для проверки наличия таких товаров и их продавцов на остальных площадках. Если обнаруживается совпадение, маркетплейс может запросить у подозрительных продавцов документы, а при их отсутствии или недостоверности данных в них – заблокировать предложение.
Стоит обратить внимание на Постановление Суда по интеллектуальным правам от 22 июня 2022 г. № С01-741/2022 по делу № А41-85375/2020, которое вполне вписывается в общую тенденцию усиления ответственности маркетплейсов за продажу контрафакта. Суд пришел к выводу, что Wildberries не является информационным посредником и несет ответственность за нарушение исключительных прав правообладателя на товарный знак [наряду с неправомерно использовавшим товарный знак истца продавцом. – ГАРАНТ.РУ]. Хотя до этого в аналогичных делах другие маркетплейсы (да и сам Wildberries) признавались информационными посредниками и освобождались от ответственности».
Юристы практики интеллектуальной собственности SEAMLESS Legal Антон Банковский (партнер, глава практики), Владислав Елтовский (старший юрист) и Шермет Курбанов (юрист) считают очень важным вопрос защиты прав иностранных правообладателей. «На заре активного принятия антисанкционного регулирования в этом году некоторые суды допускали ошибки, связанные с отказом в защите прав иностранных правообладателей. Резонансным стало дело «Свинки Пеппы». Суд отказал иностранной организации в защите от распространения контрафактных товаров, мотивировав свое решение тем, что иностранный правообладатель является компанией из недружественной страны (Решение Арбитражного суда Кировской области от 3 марта 2022 г. по делу № А28-11930/2021). Это дело вызвало шквал критики со стороны юридического сообщества и впоследствии было отменено (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2022 г. № 02АП-2571/22). Последующая практика показала, что дело «Свинки Пеппы» было скорее исключением, а права иностранных правообладателей продолжают защищаться в российских судах», – подчеркнули эксперты.
В качестве важных изменений в сфере интеллектуальной собственности, не связанных с санкционной политикой, представители SEAMLESS Legal выделили:
- уточнение оснований для отказа в регистрации товарного знака (Федеральный закон от 28 мая 2022 г. № 143-ФЗ). Установлено, что в качестве товарного знака не могут быть зарегистрированы обозначения, которые: включают, воспроизводят или имитируют географические указания или наименования мест происхождения товаров и обозначения, заявка по которым подана раньше; содержат элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно места производства товара. Данные изменения вводят более четкое разграничение между товарными знаками и географическими указаниями и наименованиями мест происхождения товаров, что позволит избежать потенциального смешения средств индивидуализации. В силу они вступят 29 мая 2023 года;
- предоставление гражданам, в том числе самозанятым, возможности регистрировать товарные знаки (Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 193-ФЗ). Сейчас сделать это физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя не может. Также этим законом вводится новое правило, согласно которому залог исключительного права на зарегистрированные программы для ЭВМ будет требовать регистрации в Роспатенте. Изменения вступают в силу с 29 июня 2023 года.
Кроме того, эксперты рекомендуют изучить Постановление КС РФ от 16 июня 2022 г. № 25-П, в соответствии с которым п. 3 ст. 1260 ГК РФ признан неконституционным, поскольку допускает отказ суда в защите авторских прав создателя программы для ЭВМ в споре с лицом, использующим эту программу без его согласия, только на том основании, что программа является составным произведением и ее автор не выполнил условие о соблюдении прав авторов объектов, использованных для ее создания. КС РФ указал, что законодатель должен скорректировать действующее правовое регулирование так, чтобы обеспечить баланс прав автора программы, которая является составным произведением, и прав авторов (правообладателей) объектов, которые использовались для ее создания. При этом автор такого составного произведения должен иметь возможность защищать свои имущественные интересы, в том числе путем взыскания компенсации за нарушение его исключительного права другими лицами.
Административная, уголовная ответственность
Одним из самых резонансных среди внесенных в этом году в КоАП РФ изменений является корректировка норм об ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений (Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. № 479-ФЗ). В действовавшей до 5 декабря редакции ст. 6.21 кодекса речь шла только о такой пропаганде среди несовершеннолетних. Согласно новой редакции данной статьи любая пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и предпочтений, смены пола будет влечь наложение административного наказания – суммы штрафов при этом по сравнению с назначаемыми ранее по данной статье увеличены. Ответственность за пропагандирование нетрадиционных отношений среди детей – более высокая, чем среди взрослых, – теперь установлена ч. 2 ст. 6.21 КоАП РФ.
Отдельным составом правонарушения, которое касается именно несовершеннолетних, теперь является распространение среди детей информации, которая демонстрирует нетрадиционные сексуальные отношения и предпочтения или может вызвать у несовершеннолетних желание сменить пол (ст. 6.21.2 КоАП РФ).
Еще одна новая статья – 6.21.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду педофилии.
Традиционно довольно обсуждаемыми являются изменения, касающиеся автомобилистов. Что неудивительно: по данным Госавтоинспекции, в прошлом году количество транспортных средств в России увеличилось на 2% и составило 64 млн, напомнила доцент департамента международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ Александра Зарина. Поэтому стоит упомянуть, в частности, Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 257-ФЗ и Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 258-ФЗ, в соответствии с которыми:
- введена повышенная административная ответственность за повторное вождение автомобиля в период лишения права управления транспортным средством (ч. 4 ст. 12.7 КоАП РФ);
- управление автомобилем лицом, привлеченным к административной ответственности за повторное вождение без прав, квалифицируется как преступление (ст. 264.3 Уголовного кодекса);
- отсутствие или лишение права управления транспортным средством является квалифицирующим признаком такого преступления, как нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, смерть одного или нескольких лиц (ст. 264 УК РФ).
УК РФ пополнился целым рядом новых составов преступлений, помимо указанного выше. Среди них:
- отказ или уклонение от заключения – обязательного в силу закона – государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения такого заказа, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние (ст. 201.3 УК РФ);
- публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ, а также об исполнении государственными органами РФ своих полномочий за пределами России (ст. 207.3 УК РФ);
- публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов России и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами РФ своих полномочий в указанных целях (ст. 280.3 УК РФ). Важно иметь в виду, что к ответственности по данной статье могут привлекаться только лица, которым ранее было назначено административное наказание за совершение аналогичного деяния в соответствии со ст. 20.3.3 КоАП РФ (также новой) – оба деяния должны быть совершены в течение года. Подробнее о данных изменениях можно узнать из этого материала;
- нарушение правил централизованного управления техническими средствами защиты функционирования на территории России Интернета и сети связи общего пользования (ст. 274.2 УК РФ);
- сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной или иностранной организацией (ст. 275.1 УК РФ);
- публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства (ст. 280.4 УК РФ);
- неоднократные пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской или сходной с ней до степени смешения атрибутики или символики, атрибутики или символики экстремистских организаций и иной, запрещенной по закону (ст. 282.4 УК РФ). К ответственности по данной статье могут привлекаться только лица, подвергнутые административному наказанию за любое из предусмотренных ст. 20.3 КоАП РФ правонарушений.
КОРРЕКТИРОВКА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Олег Матюнин, управляющий партнер адвокатского бюро г. Москвы «Матюнины и Партнеры», адвокат (Адвокатская палата г. Москвы, № 77/13883), руководитель Общественной приемной Уполномоченного по защите прав предпринимателей в г. Москве по вопросам нарушений и преступлений в сфере экономической деятельности:
«Заметные изменения были внесены также в Уголовно-процессуальный кодекс России.
Введен новый порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях – теперь это возможно только на основании материалов, направленных налоговыми органами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ).
Установлены двухмесячный срок применения залога и порядок его продления судом (ч. 2, ч. 8.2 ст. 106 УПК РФ), возможность апелляционного обжалования до вынесения итогового судебного решения постановления суда об отказе в удовлетворении ходатайства об отмене меры пресечения в виде залога или изменении ее на более мягкую меру пресечения (ч. 3 ст. 389.2 кодекса).
Изменены правила допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля (ст. 280 УПК РФ). Ранее участие педагога требовалось при допросе этих категорий участников процесса в возрасте до 14 лет, теперь этот возраст увеличен до 16 лет. Установлено, что вместе с педагогом или вместо него может приглашаться психолог. Дифференцирована по возрастным группам предельная продолжительность непрерывного допроса и общая длительность допроса в течение дня: для детей до 7 лет они не могут превышать 30 минут и одного часа соответственно, от 7 до 14 лет – одного и двух часов, старше 14 лет – двух и четырех часов.
Подкорректирован список новых обстоятельств, являющихся основаниями возобновления производства по делу: теперь они не могут быть установлены решением ЕСПЧ. При этом детально регламентировано, как новые обстоятельства устанавливаются актами КС РФ (ч. 4 ст. 413 УПК РФ).
Полномочия суда кассационной инстанции и Президиума ВС РФ при пересмотре судебных решений в порядке надзора расширены правом отменить решение суда кассационной инстанции и оставить без изменения либо изменить приговор, определение или постановление суда и (или) последующие судебные решения (п. 5.1 ч. 1 ст. 401.14, п. 5.1 ч. 1 ст. 412.11 УПК РФ).
Установлен критерий для выбора суда, через который должны подаваться кассационная жалоба или представление: если обжалуемые итоговые решения рассматривались судом апелляционной инстанции, то через суд первой инстанции, а если не рассматривались, то через суд кассационной инстанции (ч. 2-3 ст. 401.3 УПК РФ).
Статья 6.1 кодекса о разумном сроке судопроизводства стала еще более подробной.
Сроком в один год ограничена возможность пересмотра в кассационном порядке постановления суда о возмещении реабилитированному имущественного вреда по основаниям, ухудшающим положение такого лица (ч. 2 ст. 401.6 УПК РФ).
Появилось новое основание для прекращения уголовного дела – неявка частного обвинителя в судебное заседание без уважительных причин (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).
Знаковой законодательной инициативой уходящего года считаю внесенный Правительством РФ в Госдуму 8 декабря законопроект № 253849-8, направленный на исполнение одного из поручений Президента РФ по итогам XXV Петербургского международного экономического форума. Проект касается вопросов избрания в отношении предпринимателей меры пресечения в виде заключения под стражу и обеспечения подследственным по так называемым предпринимательским статьям возможности продолжать заниматься бизнесом. При всей своей значимости проект небесспорный – полагаю, что заложенные в нем идеи еще нужно развивать, особенно в части проработки мер пресечения, которые могли бы стать оптимальной альтернативой заключению под стражу».
Судопроизводство
В последние годы одной из приоритетных задач развития судебной системы является активное внедрение в работу судов цифровых технологий и расширение сферы применения электронного правосудия, что в результате создает возможности для дистанционной реализации процессуальных прав участников судопроизводства.
В этой связи нельзя не упомянуть принятый в конце прошлого года Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 440-ФЗ, в соответствии с которым с 1 января 2022 года участники гражданского, арбитражного и административного судопроизводства получили право подавать исковые заявления, ходатайства, жалобы, представления и иные документы в электронном виде в арбитражные суды и суды общей юрисдикции в том числе через единый портал госуслуг, а также дистанционно участвовать в судебных заседаниях путем использования не только систем видео-конференц-связи (ВКС), но и веб-конференций (то есть участники процесса потенциально могут подключиться к онлайн-заседанию из любого удобного места).
МНЕНИЕ
Эксперты юридического бюро «Лабазнов и партнеры»:
«Основной целью данных нововведений является, во-первых, упрощение процедуры отправления правосудия, во-вторых, повышение доступности судебной защиты для граждан и организаций. Так, например, онлайн-участие в судебном заседании позволит сократить издержки сторон, например транспортные расходы, временные затраты, и является по сравнению с ВКС более удобным способом, так как подключиться можно буквально из любой точки мира. Кроме того, снижается эмоциональная напряженность сторон (так называемый страх перед судом или оппонентом), что позволяет участникам процесса вести себя свободнее при изложении своей процессуальной позиции по делу.
Конечно, внедрение цифровых технологий в судопроизводство не лишено недостатков. Во многом они обусловлены техническими особенностями соответствующих процедур. Вследствие случающихся технических перебоев или умышленных действий самого участника процесса возможно его отключение от конференции, что может привести к отложению судебного заседания и затягиванию процесса в целом. Неполадки в стабильности интернет-соединения могут стать препятствием при изложении участниками разбирательства своей позиции. Кроме того, как отмечают практикующие юристы и адвокаты, очное участие в судебном заседании позволяет донести до суда свои аргументы более убедительно и с нужными акцентами, которые могут быть оставлены без внимания при технических неполадках с трансляцией онлайн-заседания.
Представляется, что подобные риски во многом решаемы и вполне устранимы, а их гипотетическое существование должно настраивать участников процесса на ответственную и всестороннюю подготовку к участию в онлайн-заседании (например, можно заблаговременно проверить техническую возможность такого участия и подготовить письменные пояснения на случай возникновения технических сбоев). Такой подход позволит оценить риски и при необходимости сделать выбор в пользу очного участия в судебном заседании».
Стоит отметить, что технологическая модернизация судов – также в списке приоритетов судебной системы на ближайшие четыре года (о них ГАРАНТ.РУ недавно рассказывал). Так что в ближайшей перспективе как минимум принципиальная техническая возможность дистанционного участия в судебном заседании будет предоставляться в гораздо большем числе судов.
При этом корректировка процессуального законодательства, в том числе в части его унификации, продолжится. Так, нужно еще раз обратить внимание на два законопроекта, внесенные ВС РФ в Госдуму в ноябре текущего года.
Законопроектом № 235526-8 предлагаются следующие изменения в ГПК РФ:
- об увеличении суммы исковых требований по гражданским делам, которые рассматриваются в порядке упрощенного производства, с 100 тыс. до 500 тыс. руб;
- об упразднении договорной подсудности (ст. 32 ГПК РФ). Возможность изменять территориальную подсудность по соглашению сторон предполагается сохранить только для дел с участием иностранных лиц;
- о введении профессионального представительства при рассмотрении дел судами первой инстанции. То есть судебное представительство в гражданском процессе может стать полностью профессиональным, как в арбитражном и административном процессах. Сейчас, напомним, при рассмотрении гражданских дел мировыми судьями в районными судами представителями в суде могут быть лица без юридического образования или ученой степени по юридической специальности (ч. 2 ст. 49 ГПК РФ). «На наш взгляд, от полной профессионализации гражданского процесса стоит воздержаться. Во-первых, наличие юридического образования – не гарантия профессионализма. Многие некоммерческие организации прекрасно специализируются на отдельных спорах, например – о защите прав потребителей. Во-вторых, когда заинтересованному лицу необходимо принимать оперативные действия, к примеру оно хочет подать жалобу на действия должностного лица в суд, но не может это сделать самостоятельно, оно привлекает, допустим, своего родственника (при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности). Если изменения будут приняты, в таких обстоятельствах нужно будет найти профессионального представителя, оформить на него доверенность и заключить договор на оказание юридической помощи. Учитывая достаточно сжатые сроки обжалования, можно не успеть. И абсолютно точно можно сказать, что стоимость юридических услуг по представлению интересов в суде повысится», – считает юрист практики разрешения споров Коллегии адвокатов г. Москвы «Ошеров, Онисковец и партнеры» Андрей Зобов;
- об обнулении срока рассмотрения дела при изменении основания или предмета иска. Несмотря на то что это изменение призвано, по замыслу ВС РФ, повысить качество рассмотрения дел, не следует исключать риски злоупотребления со стороны участников процесса, которые могут намеренно увеличивать или иным образом менять исковые требования с целью затягивания процесса, отметили представители юридического бюро «Лабазнов и партнеры»;
- об увеличении срока составления мотивированного судебного решения с 5 до 10 дней на всех стадиях судебного процесса.
О предусмотренных законопроектом № 237135-8 изменениях в АПК РФ подробно рассказано в этой новости. Поэтому упомянем только то, которое больше всего обсуждается экспертами, – об отмене договорной подсудности и сохранении возможности менять территориальную подсудность по договоренности сторон только по делам с участием иностранных лиц. Таким образом законопроектом предлагается скорректировать ст. 37 АПК РФ. Цель ВС РФ как разработчика проекта – разгрузить самые популярные арбитражные суды Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской областей и некоторых других регионов. Однако юридическое сообщество считает, что данное изменение негативно отразится на деловом обороте. «Логика ВС РФ понятна – загруженность арбитражных судов в Москве и Санкт-Петербурге действительно большая. Однако эту проблему стоит решать иначе, например путем расширения сферы применения упрощенного производства или увеличения штатной численности отдельных судов. Возможность сторон договора определить подсудность самостоятельно – достижение российского законодателя. В отдельных субъектах РФ стороны могут не доверять местному суду (в силу существования региональных элит или групп лиц, которые заинтересованы в исходе дела), и передача дела в столичные суды обеспечивает справедливое его рассмотрение в подобных ситуациях», – отметил Андрей Зобов.
Разное
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РИСКА СОВЕРШЕНИЯ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Надежда Упорова, управляющий партнер юридической компании «Упорова и партнеры»:
«Не могу не отметить Решение Совета директоров Банка России от 24 июня 2022 года – очень интересное, но оставшееся на фоне громких изменений законодательства почти незамеченным. Этим решением утверждены критерии отнесения Банком России юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к группам риска совершения подозрительных операций. Так, бизнес оценивается с точки зрения вида, характера его деятельности и финансовых результатов, ведения счетов в кредитных организациях, количества и объема операций, учредителей и руководства, а также аффилированности компании или ИП с теми, кто совершает подозрительные операции.
С 1 июля в полном объеме заработала так называемая антиотмывочная платформа – сервис Банка России «Знай своего клиента», через который банки смогут получать информацию по каждому своему клиенту. Все компании и предприниматели будут разделены на три группы: низкого, среднего и высокого уровней риска («зеленую», «желтую» и «красную»). Если клиенты относятся к «зеленой» группе, операции между ними должны проводиться беспрепятственно. Если же и банк, и регулятор поставили клиенту «красную» оценку, банк должен незамедлительно установить запрет на проведение практически всех его операций. Предприниматели, не согласные с их включением в группу высокого риска, могут обжаловать такое решение в Межведомственной комиссии при Банке России».
ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОВЕРЕННОСТИ
Александра Зарина, доцент департамента международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ:
«С 14 июля 2022 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», которые касаются применения электронных доверенностей на представление интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 339-ФЗ).
Впервые в закон включили норму о передаче электронной доверенности (передоверии). Уточняется, как оформить доверенность, описывается процедура передоверия от руководителя организации лицу, которое будет ее использовать. Также в законе указывается, что представителем юридического лица или индивидуального предпринимателя по электронной доверенности может выступать не только физическое лицо, но и индивидуальный предприниматель и юридическое лицо».
АДВОКАТСКАЯ ТАЙНА В ДЕЛАХ О БАНКРОТСТВЕ
Алексей Середа, преподаватель департамента правового регулирования экономической деятельности юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ:
«Подводя правовые итоги 2022 года, следует упомянуть Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 11 ноября 2022 г. № 307-ЭС19-4636 по делу о признании недействительными расчетных операций, совершенных в пользу адвокатов. Помимо прочего, данный акт содержит важнейший для практики вывод о необходимости сохранения адвокатской тайны при рассмотрении дел о банкротстве. Несмотря на то что Закон № 127-ФЗ не предоставляет арбитражному управляющему права на получение доступа к соответствующей информации, суды нередко придерживаются неверного расширительного толкования, понуждая адвокатские образования к нарушению особого режима, призванного гарантировать неприкосновенность сведений, которые стали известны адвокату в ходе оказания им правовой помощи [установленного ст. 8, п. 3 ст. 18 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». – ГАРАНТ.РУ]. Хочется верить, что позиция, изложенная в данном определении, станет общепринятой и избавит представителей адвокатского сообщества от необходимости доказывать в суде специальный характер норм об адвокатской тайне и их приоритет перед положениями законодательства о банкротстве – истину, казалось бы, прописную, но от этого ничуть не менее значимую».
Рассмотреть, даже кратко, все значимые законодательные изменения за год в рамках одного материала, разумеется, невозможно – их очень много, особенно в кризисные годы.
В целом 2022 год стал своеобразным вызовом и для правотворческой системы в целом – законодатель динамично реагировал на быстро меняющуюся ситуацию, а некоторые пробелы закрывались подзаконными актами: приходилось быстро искать решения, как регулировать те или иные отношения в условиях, когда законов, подходящих под текущие реалии, просто нет, и для правоприменителей – по некоторым вопросам практика отсутствовала, и для обычных граждан, подытожила старший вице-президент инвестиционной компании Fontvielle Анастасия Хрусталёва.
При этом даже оперативно принимаемые акты должны быть четко сформулированы и при необходимости официально разъяснены, подчеркивают эксперты. «Тотальный мораторий на банкротство в 2022 году еще раз напомнил нам о важности ясных формулировок НПА. Подобную ситуацию правовой неопределенности, с которой столкнулись органы государственной власти в связи с введением моратория, никак нельзя оценить положительно. В конечном счете страдает от этого простой человек, которому приходится бегать по разным инстанциям за подтверждением или опровержением той или иной позиции, так быть не должно. Поэтому стоит внимательнее относиться к практике применения подобных постановлений», – отметил Андрей Зобов.
Некоторые ожидания экспертного сообщества на ближайшую перспективу мы упомянули. Представляется, что одним из важнейших направлений правотворческого процесса в следующем году будет принятие актов, необходимых для включения в российскую правовую среду четырех новых субъектов РФ, – эта работа уже активно ведется.
______________________________
1 Информацию о ходе работы над законопроектом Минцифры России размещает на своем официальном сайте (cм, например, новость: digital.gov.ru/ru/events/41722/).
Источник: https://www.garant.ru/article/1593785/
© 2014 - 2024 / ООО «Инвестиционная компания «Фонтвьель»
ООО «ИК «Фонтвьель» оказывает финансовые услуги на территории Российской Федерации. Государственное регулирование деятельности компании и защиту интересов ее клиентов осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
Для получения консультации оставьте заявку
ООО «ИК «Фонтвьель» осуществляет свою деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии со следующими лицензиями профессионального участника рынка ценных бумаг: на осуществление брокерской деятельности № 045-13947-100000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление депозитарной деятельности № 045-14038-000100 от 14 сентября 2017 г.; на осуществление дилерской деятельности № 045-13948-010000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами на рынке ценных бумаг № 045-13949-001000 от 24 июля 2015 г.; а также уведомляет о существовании риска возникновения конфликта интересов, в том числе вследствие осуществления ООО «ИК «Фонтвель» профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на условиях совмещения различных видов профессиональной деятельности.
Компания предлагает Вам убедиться в том, что Вы имеете право инвестировать средства в упомянутые на сайте финансовые инструменты, продукты или услуги. Информация о финансовых инструментах и сделках с ними, которая может содержаться на сайте, подготовлена и предоставляется обезличено. Такая информация представляет собой универсальные для заинтересованных лиц сведения, в том числе общедоступные сведения о возможности совершать операции с финансовыми инструментами. Информация о структурных продуктах предназначена для квалифицированных инвесторов.
Информация, размещенная на сайте, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Компания сохраняет за собой право предоставлять посетителям сайта индивидуальные инвестиционные рекомендации исключительно на основании договора об инвестиционном консультировании, исключительно после определения инвестиционного профиля и в соответствии с ним.
В случае указания на сайте доходности финансовых инструментов за определенный период, Компания не гарантирует доходности в будущем. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем.
Компания рекомендует Вам не полагаться исключительно на информацию, с которой Вы были ознакомлены на сайте, а сделать свою собственную оценку и привлечь, при необходимости, независимых экспертов.