Skip to main content

Прибыль: виды и функции, отличия от выручки, формула расчета

Прибыль — разница между полученной выручкой и всеми расходами предприятия, важный показатель, определяющий финансовый успех бизнеса. Что это такое простыми словами, чем отличается от выручки, основные виды и функции прибыли, а также почему важен анализ чистого дохода в работе компании и формула его расчета, — в материале агентства «Прайм».

Прибыль

Получение прибыли является основной целью предпринимательской деятельности. На нее влияет множество факторов, система бухгалтерского и налогового учета предполагает использование нескольких понятий и показателей расчетов для более полного представления о финансовом состоянии и результативности бизнеса.

«Верные подсчеты важны не только для понимания эффективности, определения стратегий развития, анализа принятых решений, но и для правильного ведения учета и отчетности», — говорит старший вице-президент ИК Fontvielle Анастасия Хрусталева.

Ирина Екимовских, директор аудиторско-консалтинговой группы «Капитал», эксперт в области налогов и финансов отмечает, что существует два аспекта:

  1. Насколько удачно удалось предпринимателю создать добавленную стоимость, то есть найти определенный ресурс, усовершенствовать, разложить и продать его по большей цене;
  2. Насколько успешно получается управлять инфраструктурой на создание этой добавленной стоимости общехозяйственными расходами. Если всё складывается удачно, то на выходе получается прибыль.

«Другими словами, прибыль — результат успешной борьбы с рынком и правильного управления постоянными расходами, которые обслуживают процесс создания добавленной стоимости», — отмечает эксперт.

Отличие от выручки

Объем возникших обязательств покупателей на финансовом языке называется «выручка» или «доходы бизнеса». Доход — это все поступившее средства, как от основного вида деятельности организации, так и от дополнительных источников. Выручка равна стоимости отгруженного товара, выполненных работ или оказанных услуг. Другими словами, выручка — это стоимость той ценности, которую предприятию удалось доставить покупателю за конкретный период: месяц, квартал, год.  Прибыль — это разница между всеми поступившими средствами (доходом) и всеми расходами компании.

Пример: Если компания занимается производством и продажей одежды, то выручку она получает от продажи этой одежды. Одновременно компания размещает свои деньги на депозитах и имеет проценты. Процентные доходы по депозитам, которые получит компания, уже  в выручку не включаются.

«Если компания не получила средств от других источников, кроме основного вида деятельности, доход будет равен выручке. Прибыль же определяется как разница между доходами и расходами. И доходы, и выручка — это всегда положительные значения. А прибыль может быть отрицательной, когда расходы больше доходов», — поясняет Ксения Шубникова, эксперт-бухгалтер банка «Точка».

Виды

Ирина Екимовских объясняет, что для управления конечным результатом, то есть чистой прибылью периода, в финансовом менеджменте введено несколько промежуточных прибылей, которые считают по следующей формуле:

Доходы — Разные Виды Расходов.

Это необходимо для быстрого реагирования на любые изменения в окружающей среде или в процессах.

Каждый из видов прибыли — это разница между определенными доходами и определенными расходами. Принципиально все расходы компании делятся на постоянные и переменные.  Переменные — это те, которые зависят от выручки, а постоянные — не зависят от выручки.

«В случае, когда затраты превышают доходы, прибыль имеет отрицательное значение и называется убыток», — говорит Александр Симонов, экономист отдела оценки коммерческого кредитования ПАО «РосДорБанк».

Маржинальная прибыль

Маржинальная прибыль — разница между выручкой и переменными расходами. Это важный показатель для понимания рентабельности бизнеса, определения ценовой политики.  Он позволяет контролировать соотношение входящих и исходящих цен, то есть отслеживать, как меняются входящие цены на ресурсы для быстрого реагирования, чтобы изменить цены в работе с покупателями.

Валовая прибыль

Валовая прибыль представляет собой разницу между выручкой и себестоимостью произведенных товаров, выполненных работ или оказанных услуг. Себестоимость включает все прямые расходы на создание товара (сырье, обслуживание оборудования, зарплата сотрудников и прочие траты). Подсчет валовой прибыли необходим для того, чтобы понимать эффективность направлений (сегментов) бизнеса и выяснить, где можно сократить расходы, не связанные непосредственно с основной деятельностью предпринимателя или компании.

Операционная прибыль

Операционная прибыль — это разница между выручкой и всеми операционными расходами, которые включают в себя производственные (себестоимость товара), коммерческие (например, расходы на рекламу и маркетинг)  и административные (на содержание офиса). По этому показателю виден доход компании без учёта налогов и долговых обязательств. Он помогает проанализировать операционную рентабельность, оценить структуру расходов и их влияние на прибыль.

Чистая прибыль

Чистая прибыль рассчитывается путем вычета всех доходов и всех расходов, включая уплаченные налоги. Это главный финансовый результат деятельности фирмы. Деньги, которыми компания или ИП может распоряжаться по своему усмотрению.

«Чистая прибыль = Операционная прибыль — % за кредиты — амортизация — налог на прибыль. Это и есть результат эффективности деятельности бизнеса», — говорит Ирина Екимовских.

Александр Симонов отмечает, что инвесторами и банками при оценке платежеспособности и перспектив бизнеса оцениваются EBIT и EBITDA — международно признанные виды прибыли:

EBIT — прибыль до вычета налога на нее и начисленных процентов по кредитам, используется для сравнения результатов деятельности компаний с разной налоговой нагрузкой и разной структурой капитала.

EBITDA — прибыль до вычета налога на прибыль, амортизации по основным нематериальным активам и начисленных процентов по кредитам, показывает реальную прибыль компании без поправок на факторы, которые не касаются операционной деятельности.

Для банка важно оценить как показатели чистой прибыли, так и нераспределенной.

Функции полученной прибыли

По словам Ксении Шубниковой, прибыль позволяет:

  • наиболее полно и достоверно оценить уровень производства и   финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
  • стимулировать повышение работоспособности. За счет полученной прибыли осуществляется самофинансирование компании, направленное на расширение производства, стимулирование сотрудников и так далее;
  • пополнять бюджет различных уровней. Отчисления из прибыли компании поступают в виде налогов и сборов в государственные и региональные бюджеты;
  • защитить фирму от угрозы банкротства, так как обеспечивает экономическую стабильность ее расчетов с контрагентами;
  • привлечь новых инвесторов, что в свою очередь приводит к увеличению собственного капитала.

Анализ прибыли и зачем ее считать

Анализ прибыли позволяет контролировать, как развивается бизнес, и своевременно принимать меры в случае, когда эффективность снижается. Ксения Шубникова отмечает, что с помощью анализа можно понять:

  • является ли компания в целом или её отдельное направление деятельности прибыльным;
  • какие факторы влияют на получение прибыли;
  • какие есть возможности для получения и роста прибыли исходя из имеющихся ресурсов.

«Для определения финансового положения аналитики рассматривают различные финансовые показатели, в том числе и прибыль, — уточняет Александр Симонов. — В качестве анализа берутся как промежуточные, так и финальные финансовые результаты на соответствующую отчетную дату».

Размер и динамика прибыли показывает, в каком объеме и с какой динамикой компания ее получает. 

Структура — показывает сильные и слабые стороны в деятельности компании. Например, рост операционной прибыли говорит о грамотно проработанной финансовой стратегии.

«Однако если при этом следует снижение чистой прибыли, то это может указывать на наличии высоких затрат в обеспечении функционирования фирмы, например, высокая кредитная нагрузка, содержание офиса, проведение рекламных кампаний и корпоративных мероприятий», — говорит эксперт.

Рентабельность показывает эффективное использование ресурсов. Рост продаж сопровождается ростом затрат, что может снизить рентабельность, несмотря на рост прибыли. Это, по словам Александра Симонова, в свою очередь, может привести к снижению интереса банков в кредитовании компании и к ухудшению позиций на рынке.

Источник: https://1prime.ru/articles/20231016/841983284.html

+7 (495) 785-31-25
info@fontvielle.ru
  Адрес: Москва, Саввинская набережная 15, этаж 7

© 2014 - 2024 / ООО «Инвестиционная компания «Фонтвьель»

ООО «ИК «Фонтвьель» оказывает финансовые услуги на территории Российской Федерации. Государственное регулирование деятельности компании и защиту интересов ее клиентов осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Для получения консультации оставьте заявку

Оставить заявку

ООО «ИК «Фонтвьель» осуществляет свою деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии со следующими лицензиями профессионального участника рынка ценных бумаг: на осуществление брокерской деятельности № 045-13947-100000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление депозитарной деятельности № 045-14038-000100 от 14 сентября 2017 г.; на осуществление дилерской деятельности № 045-13948-010000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами на рынке ценных бумаг № 045-13949-001000 от 24 июля 2015 г.; а также уведомляет о существовании риска возникновения конфликта интересов, в том числе вследствие осуществления ООО «ИК «Фонтвель» профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на условиях совмещения различных видов профессиональной деятельности.

Компания предлагает Вам убедиться в том, что Вы имеете право инвестировать средства в упомянутые на сайте финансовые инструменты, продукты или услуги. Информация о финансовых инструментах и сделках с ними, которая может содержаться на сайте, подготовлена и предоставляется обезличено. Такая информация представляет собой универсальные для заинтересованных лиц сведения, в том числе общедоступные сведения о возможности совершать операции с финансовыми инструментами. Информация о структурных продуктах предназначена для квалифицированных инвесторов.

Информация, размещенная на сайте, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Компания сохраняет за собой право предоставлять посетителям сайта индивидуальные инвестиционные рекомендации исключительно на основании договора об инвестиционном консультировании, исключительно после определения инвестиционного профиля и в соответствии с ним.

В случае указания на сайте доходности финансовых инструментов за определенный период, Компания не гарантирует доходности в будущем. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем.

Компания рекомендует Вам не полагаться исключительно на информацию, с которой Вы были ознакомлены на сайте, а сделать свою собственную оценку и привлечь, при необходимости, независимых экспертов.