Skip to main content

Шопоголики рулят: более трети россиян пристрастилась к импульсивным покупкам

Эксперты рассказали, почему у людей возникла привычка приобретать ненужное и как от неё избавиться

За минувшие два года доля граждан, совершающих хотя бы раз в месяц импульсивные покупки, выросла до 35%, а каждый пятый (18%) делает так еженедельно. Об этом свидетельствует исследование специализированных сервисов, занимающихся изучением потребительского поведения. Почему россияне так увлеклись спонтанными покупками, хорошо ли это для экономики и личного бюджета, а так же стоит ли бороться с внезапно захватывающим Россию шопоголизмом, поспорили эксперты.

Предыдущее исследование на тему спонтанных покупок проводил ВЦИОМ в 2021 году. Цифры были тогда скромнее: раз в месяц совершали импульсивные приобретения 21% респондентов, а незапланированно приобретали товары хотя бы раз в неделю только 7% соотечественников.

Однако в 2024 году шопоголиков всех видов в стране прибавилось. Согласно исследованию сервиса «Долями», более трети (35%) россиян совершают импульсивные покупки раз в месяц, то есть за три года россиян, готовых потратить собственные средства по минутной прихоти, стало на 14% больше. А доля тех, кто импульсивно совершает незапланированные покупки хотя бы раз в неделю, и вовсе выросла почти в 2,6 раза — с 7% до 18%.

Причем чаще всего граждане спонтанно покупают что-то в интернете — об этом заявили 50% опрошенных, то есть именно маркетплейсы сейчас в приоритете у россиян. В офлайн-магазинах дела тоже идут хорошо — 38% респондентов делают импульсивные покупки именно там. Около трети граждан таким образом покупают одежду, еще 26% — товары для дома, 24% — косметику и парфюмерию.

«Причины роста спонтанных покупок могут быть самые разные: возможно, люди просто решили не откладывать траты на будущее, а жить настоящим, — утверждает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. — Также есть вариант, что повысилась эффективность торговых точек в использовании технологии продаж». По мнению эксперта, бороться с импульсивными покупками россиян следует через введение определенных требований для бизнеса. «Возможно, стоит ограничивать месторасположение отдельных категорий товаров, снижая тем самым эффективность импульсивных покупок, — предложил Янин. — Это касается так называемой «мусорной еды», в которой содержатся вредные вещества: соль, жир, сахар. Если такие продукты убрать из прикассовой зоны, то число незапланированных покупок, связанных с этой едой, снизится». Среди мер защиты, которые наш собеседник рекомендует потребителям — составление списка покупок до посещения магазина и развитие критического мышления, которое позволяет понять, что человеку действительно необходимо.

По словам основателя «Академии бизнеса и стратегического маркетинга» Юлии Корчагиной-Озджан, увеличение спонтанных покупок говорит о большой тревожности людей: они устали, они хотят перевести свое внимание с волнующих вещей на что-то другое. Они не хотят расстраиваться из-за тревожных новостей, и защитная их реакция — покупать. «Отвлекаться на что-либо — это защитный механизм, так работает технология и психология потребления», — поясняет эксперт. Соответственно, надо правильно бороться с первоисточником шопоголизма, то есть уменьшать уровень стресса. «Выезжайте на природу, гуляйте — это снижает нагрузку на организм и тревожность проходит», — рекомендует наша собеседница.

Экономические факторы в повышении количества шопоголиков тоже играют свою роль. «Если рассматривать увеличение спонтанных покупок с начала года с экономической точки зрения, то я бы связал их во многом с ростом заработных плат, — отметил советник по инвестициям ИК Fontvielle Максим Фёдоров. — За первый квартал 2024 года их рост составил 12,7%, что практически сопоставимо с результатами за весь прошлый год. Тогда зарплата за 12 месяцев прибавила 14%». Вызвано это дефицитом кадров на фоне сохраняющейся высокой деловой активности.

«Если у человека нет средств для покупки еды, какая бы тревожность и неопределённость не была, он не станет покупать ту вещь, которая едва ли ему нужна, — продолжает разговор руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП Сергей Елин. — А на фоне роста зарплат и кадрового голода, у людей есть возможность реализовать своё спонтанное желание». Причем если смотреть на ситуацию с точки зрения экономики — это плюс. Спонтанные покупки людей приводят к росту продаж, усилению деловой активности, увеличению потребительского спроса, так что в целом это положительный фактор для развития внутреннего рынка, подчеркнул эксперт.

По мнению ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, в импульсивных покупках может быть больше рационального, чем об этом принято говорить. Ситуации, когда покупатель не планировал купить какой-то товар, но купил, могут быть связаны с тем, что на его решение повлияла цена в конкретном магазине (и особенно, в интернет-магазине или на маркетплейсу), которая оказалась ниже, чем в других торговых точках. Или неожиданно в данном магазине (или на маркетплейсе) объявили распродажу, рекламную акцию или снижение цен на какие-то товары. А совершать покупки товара по самой выгодной цене — вполне рациональное поведение для потребителя.

Если же говорить о профилактике шопоголизма, то тут наилучшее лекарство — это повышение финансовой грамотности населения, разъяснение людям через СМИ, интернет, блогеров, как правильно планировать свой бюджет, как накопить деньги на будущее, чтобы хватило, в том числе, и на покупки, которые ранее запланированы не были. Россиянам, которые слишком часто совершают импульсивные покупки (так часто, что денег не хватает, и приходится обращаться за микрозаймами, кредитными картами или покупать в рассрочку), следует рекомендовать повышенную осторожность. Гражданам можно посоветовать перед походом в магазин, или даже перед тем, как открыть приложение любимого интернет-магазина (или маркетплейса), сначала составить себе список покупок, которые необходимы, и далее отовариваться строго по списку. А что-то дополнительно приобретать только заранее подсчитав, хватит ли денег и не придётся ли потом занимать до зарплаты, посоветовала эксперт.

Источник: https://www.mk.ru/economics/2024/04/25/shopogoliki-rulyat-bolee-treti-rossiyan-pristrastilas-k-impulsivnym-pokupkam.html

+7 (495) 785-31-25
apply@fontvielle.ru
  Адрес: Москва, Саввинская набережная 15, этаж 7

© 2014 - 2024 / ООО «Инвестиционная компания «Фонтвьель»

ООО «ИК «Фонтвьель» оказывает финансовые услуги на территории Российской Федерации. Государственное регулирование деятельности компании и защиту интересов ее клиентов осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Для получения консультации оставьте заявку

Оставить заявку

ООО «ИК «Фонтвьель» осуществляет свою деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии со следующими лицензиями профессионального участника рынка ценных бумаг: на осуществление брокерской деятельности № 045-13947-100000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление депозитарной деятельности № 045-14038-000100 от 14 сентября 2017 г.; на осуществление дилерской деятельности № 045-13948-010000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами на рынке ценных бумаг № 045-13949-001000 от 24 июля 2015 г.; а также уведомляет о существовании риска возникновения конфликта интересов, в том числе вследствие осуществления ООО «ИК «Фонтвель» профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на условиях совмещения различных видов профессиональной деятельности.

Компания предлагает Вам убедиться в том, что Вы имеете право инвестировать средства в упомянутые на сайте финансовые инструменты, продукты или услуги. Информация о финансовых инструментах и сделках с ними, которая может содержаться на сайте, подготовлена и предоставляется обезличено. Такая информация представляет собой универсальные для заинтересованных лиц сведения, в том числе общедоступные сведения о возможности совершать операции с финансовыми инструментами. Информация о структурных продуктах предназначена для квалифицированных инвесторов.

Информация, размещенная на сайте, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Компания сохраняет за собой право предоставлять посетителям сайта индивидуальные инвестиционные рекомендации исключительно на основании договора об инвестиционном консультировании, исключительно после определения инвестиционного профиля и в соответствии с ним.

В случае указания на сайте доходности финансовых инструментов за определенный период, Компания не гарантирует доходности в будущем. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем.

Компания рекомендует Вам не полагаться исключительно на информацию, с которой Вы были ознакомлены на сайте, а сделать свою собственную оценку и привлечь, при необходимости, независимых экспертов.