Чжан Шицзя: Китай скупает арктическую российскую нефть по схеме ship-to-ship
Китай сохраняет статус крупнейшего потребителя российского нефтяного экспорта. В ближайший месяц экспорт арктических сортов в КНР может резко увеличиться: выросли морские перевозки по схеме “борт-в-борт”. Арктические сорта нефти из РФ имеют особую ценность для китайских НПЗ, а Россия расширяет возможности морских поставок, несмотря на “прощальные” санкции Байдена.
Потенциал роста
В 2024-м Россия довела объем поставок в Китай до нового рекорда – 108,47 миллиона тонн, свидетельствуют данные Главного таможенного управления КНР. В среднесуточном выражении объем поставок нефти из РФ в Китай в 2024 году составил 2,19 миллиона баррелей в сутки против 2,14 в 2023-м. Российское сырье обошлось Пекину в 60,2 миллиарда долларов – на 2,8% больше, чем в 2023 году.
Примерно десятую часть от общего объема экспорта нефти из России морским путём приходится на арктическую нефть. В январе этот вид нефти попал под действие расширенных санкций США. Под ограничения попали танкеры, которые перевозят нефть сортов ARCO и Novy Port, а также российский производитель “Газпром нефть”.
Однако, как отмечает Reuters, поставкам это практически не мешает. Трейдеры начали активно использовать схему ship-to-ship (“борт-в-борт”, перегрузка с судна на судно) в международных водах у берегов Сингапура и Малайзии. Грузы перегружаются на сверхбольшие суда для перевозки сырой нефти (VLCC), которые не подпадают под санкции. После этого они отправляются в китайские порты.
По оценкам Vortexa, благодаря росту морских перевозок по схеме “борт-в-борт” экспорт российской арктической нефти в Китай в ближайший месяц может резко увеличиться.
“Схема “борт-в-борт” позволяет подсанкционным танкерам выполнять свои функции в более безопасной (в первую очередь — для покупателей) среде. Российская нефть перевозится танкерами до нейтральных вод, где осуществляется перегрузка на суда, которые затем доставляют нефть в Китай” – уточняет Чжан Шицзя, младший научный сотрудник Центра стратегических исследований экономического факультета РУДН.
Ценные сорта
Редкие сорта российской нефти оказались в структуре китайского (и индийского) нефтяного импорта еще с конца 2023-го. Это и “Новый порт”, сырой “Варандей”, и высокосернистая и плотная Arco. Раньше Arco в основном отправляли в Великобританию и Нидерланды, но теперь последние остались без нее.
“Арктические сорта нефти привлекательны химическим составом, делающих их особенно эффективными для производства бензина и дизельного топлива. Другой фактор — цена по сравнению с эталонными сортами: из-за санкционного давления и логистических сложностей российские арктические сорта часто предлагаются с дисконтом” – объясняет Чжан Шицзя.
Основные потребители арктических сортов нефти в Китае – независимые нефтеперерабатывающие заводы, расположенные преимущественно в провинции Шаньдун.
В 2024 году спрос на арктическую нефть со стороны этих НПЗ несколько снизился по объективным причинам: снижение экономической активности в КНР, увеличение санкционных рисков, снижение цен на нефтепродукты.
Вопросы логистики
Сейчас ситуация выравнивается, однако конечный объём разгрузки будет зависеть от логистических возможностей и интереса китайских НПЗ, отмечают эксперты.
“Сейчас поставки занимают около двух месяцев из-за обходного маршрута через Суэцкий канал, поскольку кратчайший Северный морской путь закрыт до июля. Однако несмотря на значительные расходы на логистику и перевалку, китайские покупатели готовы платить больше, чтобы избежать риска вторичных санкций США” – отмечает Дмитрий Морковкин, доцент кафедры экономической теории, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ.
При этом в ближайшей перспективе СМП может стать реальной альтернативой перегруженным Суэцкому каналу и Малаккскому проливу.
Поскольку арктические льды продолжают таять, этот маршрут становится более коротким и экономичным для Евразии, вызывая интерес у Китая и Индии. Россия остаётся доминирующим игроком в сфере арктических ледокольных технологий, обладая более чем 50 ледоколами, в том числе единственным в мире атомным флотом. Однако для круглогодичной навигации в Арктике требуется еще больший флот мощных ледоколов, специализированная портовая инфраструктура и обширная сеть морской логистики, говорит Дмитрий Морковкин.
Новые возможности
Аналитики также указывают на то, что сейчас для России открываются дополнительные возможности для поставки энергоресурсов Китаю с учётом торговой войны между КНР и США.
“Производственные мощности Поднебесной требуют импорта около 10 млн б/с сырой нефти и нефтепродуктов. При этом общий объем поставок СПГ из США в первом квартале 2025-го снизился на 70% год к году. А после резкого спада в январе и феврале, в марте он упал до нуля. Естественно, КНР будет искать возможности по компенсации выпадающих объемов. Поставки российской нефти и СПГ морским путём — один из способов её осуществить” – полагает Артур Мейнхард, руководитель аналитического управления по глобальным рынкам ИК Fontvielle.
Тем более, несмотря на “прощальные” санкции Байдена, Россия продолжает расширять теневой флот. По данным S&P Global, количество судов, задействованных в перевозке российской нефти, увеличилось на 33% с 2023 года. Разумеется, схема “борт-в-борт” и необходимость использовать новые суда, говорит о том, что возможности теневого флота сталкиваются с объективными трудностями, замечает Чжан Шицзя. Однако по статистике 2024-го года, экспорт российской нефти снизился лишь на 2% – очевидно, что используемые экспортерами новые инструменты оказались эффективными в условиях ограничений.
Источник: https://1prime.ru/20250429/neft-857087116.html
© 2014 - 2025 / ООО «Инвестиционная компания «Фонтвьель»
ООО «ИК «Фонтвьель» оказывает финансовые услуги на территории Российской Федерации. Государственное регулирование деятельности компании и защиту интересов ее клиентов осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
Для получения консультации оставьте заявку
ООО «ИК «Фонтвьель» осуществляет свою деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии со следующими лицензиями профессионального участника рынка ценных бумаг: на осуществление брокерской деятельности № 045-13947-100000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление депозитарной деятельности № 045-14038-000100 от 14 сентября 2017 г.; на осуществление дилерской деятельности № 045-13948-010000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами на рынке ценных бумаг № 045-13949-001000 от 24 июля 2015 г.; а также уведомляет о существовании риска возникновения конфликта интересов, в том числе вследствие осуществления ООО «ИК «Фонтвель» профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на условиях совмещения различных видов профессиональной деятельности.
Компания предлагает Вам убедиться в том, что Вы имеете право инвестировать средства в упомянутые на сайте финансовые инструменты, продукты или услуги. Информация о финансовых инструментах и сделках с ними, которая может содержаться на сайте, подготовлена и предоставляется обезличено. Такая информация представляет собой универсальные для заинтересованных лиц сведения, в том числе общедоступные сведения о возможности совершать операции с финансовыми инструментами. Информация о структурных продуктах предназначена для квалифицированных инвесторов.
Информация, размещенная на сайте, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Компания сохраняет за собой право предоставлять посетителям сайта индивидуальные инвестиционные рекомендации исключительно на основании договора об инвестиционном консультировании, исключительно после определения инвестиционного профиля и в соответствии с ним.
В случае указания на сайте доходности финансовых инструментов за определенный период, Компания не гарантирует доходности в будущем. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем.
Компания рекомендует Вам не полагаться исключительно на информацию, с которой Вы были ознакомлены на сайте, а сделать свою собственную оценку и привлечь, при необходимости, независимых экспертов.