Объем налоговых поступлений продолжает уверенно расти
Дефицит федерального бюджета, по предварительной оценке Минфина по итогам I квартала 2025 года, составил 2,17 трлн рублей. Это на 1,88 трлн рублей ниже, чем за аналогичный период 2024-го. Чем обусловлено сокращение дефицита, как изменилась бюджетная политика и какие перспективы складываются на конец года — в материале «Известий».
Замедление роста расходов
По предварительной оценке Минфина, объем доходов федерального бюджета в I квартале 2025 года составил 9050 млрд рублей, что на 3,8% выше объема поступления доходов в I квартале 2024 года. Объем расходов федерального бюджета по итогам отчетного периода вырос на 24,5% и составил 11,22 трлн рублей.
Как пояснили в министерстве, текущий уровень дефицита бюджета главным образом обусловлен опережающим финансированием расходов в январе 2025 года и не повлияет на исполнение целевых параметров структурного баланса на 2025 год в целом.
При этом в марте текущего года федеральный бюджет сложился с профицитом, констатировали в Минфине.
Замедление роста расходов (львиная доля которых пришлась именно на начало года вследствие опережающего авансирования государственных расходов в январе-феврале) аналитики относят к положительным факторам.
— В марте рост расходов замедлился на 11,2% год к году (3179 млрд. рублей) после экстремальных темпов роста в начале года и по месяцу бюджет сложился с профицитом, что в итоге позитивно повлияло на итоговый результат I квартала. Это при том, что за январь-февраль федеральный бюджет России был исполнен с дефицитом 3841 млрд рублей, — указывает Ольга Веретенникова, вице-президент аналитической компании «Борселл».
— Россия не живет в долг. Дефицит бюджета сейчас составляет всего 1% от ВВП, при этом первый весенний месяц стал профицитным. Общий объем поступлений налоговых доходов в бюджет страны продолжает уверенно расти, — отмечает Андрей Лобода, экономист, директор по коммуникациям BitRiver.
Ненефтегазовые доходы
Ненефтегазовые доходы российского бюджета по итогам I квартала 2025 года увеличились на 10,6% по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года, до 6,4 трлн рублей. Как уточили в Минфине, это несколько выше планового уровня, что формирует устойчивую базу для дальнейшего опережающего роста доходов.
Рост ненефтегазовых доходов обусловлен ростом поступлений оборотных налогов (включая НДС), который в I квартале составил 9,4% по сравнению с I кварталом прошлого года.
— Сохраняющаяся высокая инфляция способствует росту таких отчислений, как и деловая активность, а также введение новых сборов и увеличение ставок по действующим. В частности, предполагаемые доходы бюджета от налоговой реформы, которая была проведена в прошлом году и начала действовать с 1 января этого года, составляют 2,6 трлн рублей, — поясняет Артур Мейнхард, руководитель аналитического управления по глобальным рынкам ИК Fontvielle.
Основной вклад в рост несырьевых поступлений внесли такие отрасли, как обрабатывающая промышленность (рост производства в машиностроении, химической промышленности и металлургии, стимулируемый импортозамещением и господдержкой), сельское хозяйство (увеличение экспорта зерна, мяса и молочной продукции, а также рост внутреннего спроса), IT-сектор и услуги (расширение цифровых услуг, телекоммуникаций и IT-экспорта, включая софт и аутсорсинг), отмечает Ольга Веретенникова.
Нефтегазовые доходы
Нефтегазовые доходы бюджета за I квартал снизились на 9,8%, до 2,64 трлн рублей, преимущественно вследствие единовременного поступления доплаты по НДПИ на нефть в феврале 2024 года, а также снижения средней цены на нефть, указали в Минфине.
Бюджет на 2025 год сверстан с учетом средней экспортной цены на нефть в размере $69,7 за баррель и стоимости рубля к доллару на уровне 96,5.
Однако начало года характеризуется значительным укреплением нацвалюты и штормом на сырьевых рынках на фоне возможной тарифной войны между крупными геополитическими игроками и повышением добычи странами картеля ОПЕК+. Всё это создает давление на нефтегазовые доходы государства, которые зависят от этих двух параметров, поясняет Артур Мейнхард.
Как признали в Минфине, риск снижения нефтегазовых доходов из-за падения цен сохраняется.
Помимо тарифных войн, на нефть давит и замедление глобального спроса, переход ЕС и Азии на возобновляемые источники энергии, а также рост добычи в США и странах ОПЕК+.
Кроме того, продолжается санкционное давление в виде ограничений на экспорт российских энергоносителей и логистические сложности в части транспортировки в Азию. Вторичные санкции со стороны США также могут оказать негативное воздействие на динамику нефтегазовых доходов РФ, добавляет Ольга Веретенникова.
Подушка безопасности
Тем не менее, как напомнили в Минфине, действующее в России бюджетное правило обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов. В соответствии с ним в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры дополнительные нефтегазовые доходы поступают в Фонд национального благосостояния (ФНБ). В неблагоприятные периоды средства ФНБ по необходимости расходуются на покрытие недополученных доходов от нефти и газа.
— Ненефтегазовые остаются стабильными и поддерживают российский бюджет. Кроме того, не следует забывать про финансовую подушку безопасности в виде ФНБ, которая как раз и была создана на случай шторма на сырьевом рынке. Ликвидная часть фонда по состоянию на 1 марта 2025 года находится на уровне 3,4 трлн рублей, — указывает Андрей Лобода.
Бюджетная политика
Эксперты обращают внимание на то, что сокращению дефицита способствуют изменения в бюджетной политике: акценты смещаются на национальные проекты: оборону, технологии, образование, здравоохранение. Плюс ужесточается контроль за регионами через требования к субъектам РФ по сокращению долговой нагрузки и повышению эффективности расходов.
— Кроме того, происходит стимулирование частных инвестиций в виде льгот для компаний, участвующих в импортозамещении и экспорте несырьевых товаров. Положительная динамика бюджетного дефицита оказывает сдерживающий эффект на инфляцию: сокращение дефицита снижает давление на денежную массу и ограничивает темпы инфляции, — подчеркивает Ольга Веретенникова.
Что дальше
Пока расходы идут на 2,2% выше годового плана на уровне 41470 млрд рублей, тогда как доходы, наоборот, ниже плана на 8%. Ничего критического, но негативного сценария эксперты не исключают.
— На фоне достаточно дешевой нефти, растущих государственных расходов и укрепившегося рубля дефицит бюджета России к концу текущего года может достичь 3% от ВВП. При этом важно, чтобы не разыгралась инфляция на фоне ожидаемого во втором полугодии начала цикла ключевой ставки, — предупреждает Андрей Лобода.
С другой стороны, подчеркивает аналитик, общий объем поступлений налоговых доходов в бюджет страны продолжает уверенно расти. Потому с высокой вероятностью при смягчении денежно-кредитной политики и сбалансированной рыночной конъюнктуре в мировой геоэкономике бюджет страны может вскоре стать профицитным.
Источник: https://iz.ru/1869047/oksana-belkina/lucse-mense-da-lucse-v-rossii-sokrasaetsa-deficit-budzeta
© 2014 - 2025 / ООО «Инвестиционная компания «Фонтвьель»
ООО «ИК «Фонтвьель» оказывает финансовые услуги на территории Российской Федерации. Государственное регулирование деятельности компании и защиту интересов ее клиентов осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
Для получения консультации оставьте заявку
ООО «ИК «Фонтвьель» осуществляет свою деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии со следующими лицензиями профессионального участника рынка ценных бумаг: на осуществление брокерской деятельности № 045-13947-100000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление депозитарной деятельности № 045-14038-000100 от 14 сентября 2017 г.; на осуществление дилерской деятельности № 045-13948-010000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами на рынке ценных бумаг № 045-13949-001000 от 24 июля 2015 г.; а также уведомляет о существовании риска возникновения конфликта интересов, в том числе вследствие осуществления ООО «ИК «Фонтвель» профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на условиях совмещения различных видов профессиональной деятельности.
Компания предлагает Вам убедиться в том, что Вы имеете право инвестировать средства в упомянутые на сайте финансовые инструменты, продукты или услуги. Информация о финансовых инструментах и сделках с ними, которая может содержаться на сайте, подготовлена и предоставляется обезличено. Такая информация представляет собой универсальные для заинтересованных лиц сведения, в том числе общедоступные сведения о возможности совершать операции с финансовыми инструментами. Информация о структурных продуктах предназначена для квалифицированных инвесторов.
Информация, размещенная на сайте, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Компания сохраняет за собой право предоставлять посетителям сайта индивидуальные инвестиционные рекомендации исключительно на основании договора об инвестиционном консультировании, исключительно после определения инвестиционного профиля и в соответствии с ним.
В случае указания на сайте доходности финансовых инструментов за определенный период, Компания не гарантирует доходности в будущем. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем.
Компания рекомендует Вам не полагаться исключительно на информацию, с которой Вы были ознакомлены на сайте, а сделать свою собственную оценку и привлечь, при необходимости, независимых экспертов.