Коронавирус, СВО, рекордные санкции — вот с чем столкнулся кабмин с 2020 года
В январе 2020 года премьер-министром России стал Михаил Мишустин, который до того более девяти лет был главой Федеральной налоговой системы. Уже в первые месяцы новому главе кабинета министров пришлось заниматься антикризисным управлением из-за начавшейся пандемии коронавируса. И только начав восстанавливаться после принятых ограничений, экономика России столкнулась с новым вызовом: началась специальная военная операция, Запад ввел против нашей страны беспрецедентные санкции, в срочном порядке пришлось заниматься импортозамещением и перестраивать логистические пути и Европы в Азию. Справилось ли правительство Мишустина с выпавшими на его долю историческими потрясениями и каковы итоги пятилетней работы, «МК» выяснил у экспертов.
Александр Разуваев, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:
«Михаил Мишустин — самый успешный премьер постсоветской России. Он с честью прошел два серьезных испытания — пандемию COVID-19 и санкции из ада.
Пандемия была обыграна с разгромным счетом. Спад экономики в 2020 году, по данным Минэкономразвития, составил всего 2,7% при инфляции 4,9%, а за этим последовал рост ВВП на 5,9% в 2021 году. Важное достижение — создание нашей национальной вакцины против коронавирусной инфекции «Спутник-V». Мало кто понимает, что средства были выделены не только на её создание, но и на полный комплекс положенных испытаний, а также были проведены все работы по запуску в нового препарата в массовое производство. Все это было сделано в рекордные сроки.
Уже в феврале следующего года началась спецоперация. Весной 2022 аналитики на Западе утверждали, что ВВП нашей страны упадет на 30%, Россию ждет товарный дефицит, рубль рухнет, за доллар будут давать до 200-250 рублей, а инфляция, как 30 лет назад, будет составлять сотни процентов в год. Однако ничего из этого не случилось. В этом, прежде всего, заслуга правительства и Банка России. Средняя зарплата в РФ за пять лет работы правительства Михаила Мишустина выросла в номинальном выражении в 1,8 раза – до 84 тыс. рублей. ВВП РФ в абсолютном выражении за это время увеличился со 110 трлн рублей до 196 трлн рублей, согласно предварительной оценке этого показателя по итогам 2024 года.
В среднем во время премьерства Мишустина экономика растет на 1,9% в год. Для сравнения, в 2012–2019 годах среднегодовой рост составлял около 1,4%. Крупные компании выплачивают дивиденды.
Ключевое достижение кабинета Мишустина — это цифровизация процессов управления и экономики в целом. IPO высокотехнологичного сектора. За минувшее время выросло число частных инвесторов на Мосбирже, сейчас их 35 млн. Крупные компании все это время выплачивают дивиденды, несмотря на все трудности. Индекс Мосбиржи, несмотря на все обрушившиеся на неё испытания, также ярко свидетельствует о достижениях правительства Мишустина.
Нужно сказать и о геополитическом контуре работы команды премьер-министра. Много было сделано для укрепления связей внутри Евразийского экономического союза, что позволило пережить западные санкции намного мягче, чем задумывали недружественные страны. Особую роль для России стали играть Казахстан и Белоруссия. На новый уровень вышли отношения в БРИКС, заключены договора о сотрудничестве с КНДР и Ираном и многое другое».
Сергей Зайнуллин, доцент экономического факультета РУДН:
«С большинством вызовов правительству Мишустиа удалось успешно справиться. Уровень смертности от коронавируса был ниже, чем у большинства развитых стран, по цифровизации государственного секторам — порталов госуслуг, налоговых сервисов — Россия значительно опережает большинство развитых стран,
Введение беспрецедентных санкций против России было направлено на то, чтобы экономика нашей страны стала «разорвана в клочья», ожидался экономический блицкриг с долларом по 200 рублей, инфляцией на уровне 70%, падением ВВП на 20% и более. По факту в доллар колебался на уровне в среднем 90-100 рублей, государственный бюджет не рухнул, а падение ВВП в самый тяжелый 2022 год составило не 20%, а 2%. Несмотря на снижение ВВП в 2020-м и 2022 годах, последующий рост перекрыл падение: в итоге за пять лет ВВП вырос с 2019 по 2024 по разным оценкам на 8-10 %. Благодаря импортозамещению и параллельному импорту удалось предотвратить коллапс, как среди товаров первой необходимости, лекарств, медоборудования, так и в обеспечении комплектующими, оборудованием предприятий. Хотя темпы импортозамещения по-прежнему остаются далекими от необходимости.
Безусловно, рост оборонных расходов, санкции, арест российских активов оказал своё негативное влияние на финансовые показатели. Дефицит бюджета по итогам 2024 года может достичь уровня 1,5-1,7 % от ВВП и госдолг 14% ВВП, но с учетом обстоятельств это весьма скромные показатели, которые в несколько раз ниже показателей наиболее развитых недружественных стран США, ЕС, Великобритании, Японии и т.д. Таким образом, российская экономика оказалась намного устойчивее и адаптивнее к геополитическому противостоянию, чем страны коллективного Запада и это заслуга правительства».
Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global:
«С 2020 по 2023 годы совокупный рост ВВП составил 5,5%, что свидетельствует о стабильном развитии экономики несмотря на внешние шоки.
Увеличение дефицита бюджета связано с ростом государственных расходов, в частности на военные нужды и социальные программы. В 2024 году доходы от экспорта нефти и газа увеличились на 26%, достигнув $108,22 млрд, что частично компенсировало бюджетный дефицит.
Стоит также отметить рост доли ненефтегазовых доходов российского бюджета, благодаря которому российская экономика становится менее зависимой от экспорта углеводородов. Если в 2019 году на долю нефтегазовых доходов российской казны приходилось порядка 40%, а по итогам 2024 года ожидается снижение этой доли до 31,7%. Таким образом, правительству Мишустина удалось трансформировать российскую экономику, лучше диверсифицировать ее и увеличить поступления финансовых средств в бюджет от ненефтегазовых доходов. На мой взгляд, именно эти цифры можно назвать главным достижением правительства Мишустина.
Можно также отметить снижение уровня безработицы в России до рекордного уровня за всю историю ведения этой статистики — до 2,3%. Миграционная политика стала резко видоизменяться на фоне дефицита рабочих кадров, и эти изменения уже можно записать в актив правительству Мишустина”.
Совершенствование налоговой системы и бюджет:
Сергей Соловых, руководитель отдела по работе с состоятельными клиентами ИК Fontvielle:
«Так как Михаил Мишустин долгое время находился на посту главы Федеральной налоговой службы, это наложило свой отпечаток на период его председательства в правительстве. В частности, при нём был применён разовый налог на сверхприбыль компаний windfall tax, использован «налог на выход» иностранных бизнесов, а также проведена глобальная модернизация налоговой системы, благодаря которой сбор НДФЛ с 1 января 2025 года стал прогрессивным. Это лишь часть решений в данной сфере, в целом, в последнюю пятилетку деятельность ФНС продолжала активно модернизироваться, чтобы обеспечить пополняемость бюджета, при этом не вызывая социальной напряжённости. Думаю, это удалось за счёт адресной работы с отдельными категориями населения и введением налоговых льгот и вычетов в противовес сборам.
Дефицит бюджета — это одна из ключевых проблем, которые пришлось решать правительству Михаила Мишустина за последние годы. Помимо совершенствования налоговой системы, компенсировать рост расходов помогают внутренние заимствования через аукционы по размещению облигаций федерального долга и расходование средств ФНБ. По этим направлениям запас прочности на несколько лет вперёд в случае отсутствия глобальных «чёрных лебедей» сохраняется, и это во многом следствие сбалансированной работы правительства. Сейчас перед исполнительным органом власти стоит достаточно сложная задача – найти финансирование на новые амбициозные нацпроекты. В частности, в 2025 году из средств федбюджета на них должно быть выделено около 5,8 трлн рублей, для сравнения, ликвидная часть ФНБ по состоянию на 1 января 2025 года на 2 трлн рублей меньше.
Я бы отметил несколько важных цифр, с которыми у меня ассоциируется последняя пятилетка. Во-первых, это рекордно низкая безработица в стране – 2,3%. Сложно оценивать этот показатель однозначно, но, безусловно, он оказывает влияние на все сферы экономики страны. Во-вторых, ключевая ставка на уровне 21% годовых — нестандартно высокий показатель, с которым мы вошли в 2025 год. Жёсткая денежно-кредитная политика направлена на преодоление проблемы инфляции, задача правительства в таких условиях — адресная поддержка бизнеса, которому приходится непросто. И, наконец, третья цифра, 8% — это уровень бедности в России по итогам третьего квартала 2024 года. Показатель в последние годы планомерно снижался и достиг исторического минимума. Можно сказать, что поддержка наиболее уязвимых слоёв населения стала одной из важных правительственных целей за последние годы, которая была достигнута».
Социальная политика
Александр Сафонов, профессор Финансового университета при Правительстве РФ:
«Главный вызов нового правительства состоялся в 2020 году. Когда страна столкнулась с эпидемией коронавируса и резким ростом безработицы. Благодаря мерам, связанным с введением механизма субсидирования занятости, дополнительным выплатам многодетным семьям, изменения порядка регистрации безработных удалось не допустить роста массовой безработицы и резкого роста бедности.
Несомненным достижением также является политика ежегодного роста минимального размера оплаты труда выше уровня инфляции. МРОТ постепенно становится реальным инструментом борьбы с таким явлением, как работающие бедные и заставляют работодателей ориентироваться на трудосберегающие технологии.
Кроме того, значимым результатом стало внедрение системы единого социального пособия бедным семьям, что позволило ввести единые стандарты в этой области и преодолеть региональную дифференциацию, вызванную разным уровнем экономического развития регионов.
Последовательное увеличение МРОТ и политика единого социального пособия отражаются в динамике сокращения бедности. Если в 2020 году уровень бедности, по данным Росстата, был на уровне 12,1% (17,8 млн человек), то в 2024 году он сократился до 8% или 11,8 млн. человек.
Отдельно стоит рассказать о мерах поддержки участников СВО, членов их семей, а также жителей новых территорий, которые были реализованы правительством Мишустина. Создан Фонд Защитников Отечества, военнослужащие получают большое количество выплат, имеют различные льготы. Государственная поддержка также оказывается их семьям: есть отдельные выплаты на детей, заканчивающие учиться школьники имеют возможность поступать в лучшие вузы России. На новый уровень развития правительство также вывело волонтерское движение в нашей стране. Особое внимание уделяется группам добровольцев, общественным фондам и социальным движениям, работающим с жителями новых территорий и оказывающим поддержку военнослужащим. На новых территориях для поддержки жителей реализованы возможности по решению жилищного вопроса через сертификаты, а также там действует сниженная ипотечная ставка и многое другое».
Юлия Коваленко, доцент Базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы РЭУ им. Г.В. Плеханова
«Стоит отметить, что именно в этот период борьбы пандемией коронавируса произошел резкий рост социальных проектов и поддержки граждан: это и дополнительные выплаты медицинским работникам, и выплаты на детей, семейная ипотека. Все эти программы были инициированы и реализуются Правительством РФ под руководством Михаила Мишустина. Стоит сказать, что также регулярно индексируются все виды пенсий и материнский капитал. Правительство показывает свою эффективность не только по принимаемым программам, но и по их реализации и контролю за использованием выделенных средств.
С началом СВО определенным вызовом для правительства стал и отток квалифицированных кадров. Но кабмин сделал всё возможное, чтобы прекратить эту тенденцию. В настоящий момент реализуются программы ИТ-ипотеки, программа профессионалитета, для вузов – «Паритет-2030» которая напрямую влияет на развитие науки и привлечение молодежи в исследования по отраслям. Важным фактором является то, что все обещания, которые были озвучены, являются реализованными».
Вызовы будущего
Владимир Чернов:
«Правительству Мишустина еще предстоит решать множество сложных задач. Трансформация российской экономики не завершилась, она продолжается в том числе и потому, что против РФ регулярно вводятся новые санкции, из-за которых постоянно появляются новые проблемы, которые необходимо решать в приоритетном порядке.
Темпы инфляции остаются ускоренными и все еще далеки от целевых значений, превышая их примерно в 2 раза, поэтому вопрос ее замедления необходимо решать комплексно, в кооперации с ЦБ и другими правительственными ведомствами.
Необходимо и дальше трансформировать российскую экономику таким образом, чтобы снижать зависимость от нефтегазовых доходов бюджета и увеличивать долю поступлений от других статей доходов российской казны. Для этого также следует продолжать и ускорять темпы импортозамещения в России, развивать высокотехнологичный сектор экономики РФ, который сильно пострадал от санкций, и адаптировать российскую экономику к новым внешним вызовам».
Андрей Верников, финансовый аналитик:
«К сожалению, в условиях санкций и проводимой СВО о внешних инвестициях пришлось забыть. Как следствие этого мы будем наблюдать и в 2025-м и следующем году незначительный рост ВВП. О низкой инфляции тоже пришлось забыть в условиях наращивания расходов на оборону, но борьба с инфляцией — это совместная работа правительства, Минфина, ЦБ. Координация тут не достаточна, на что обратил внимание президент России в прошлом году. К провалам можно отнести невнятную миграционную политику, из-за чего в обществе возникло социальное напряжение, а также нерешенные проблемы в авиастроении и точном станкостроении.
Но если в целом взвесить всю работу правительства, то баланс положительный. А работать надо над развитием высокотехнологичных отраслей в условиях санкций. Кроме того, следует лучше координировать работу с Минфином и ЦБ для борьбы с инфляцией».
© 2014 - 2025 / ООО «Инвестиционная компания «Фонтвьель»
ООО «ИК «Фонтвьель» оказывает финансовые услуги на территории Российской Федерации. Государственное регулирование деятельности компании и защиту интересов ее клиентов осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
Для получения консультации оставьте заявку
ООО «ИК «Фонтвьель» осуществляет свою деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии со следующими лицензиями профессионального участника рынка ценных бумаг: на осуществление брокерской деятельности № 045-13947-100000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление депозитарной деятельности № 045-14038-000100 от 14 сентября 2017 г.; на осуществление дилерской деятельности № 045-13948-010000 от 24 июля 2015 г.; на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами на рынке ценных бумаг № 045-13949-001000 от 24 июля 2015 г.; а также уведомляет о существовании риска возникновения конфликта интересов, в том числе вследствие осуществления ООО «ИК «Фонтвель» профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на условиях совмещения различных видов профессиональной деятельности.
Компания предлагает Вам убедиться в том, что Вы имеете право инвестировать средства в упомянутые на сайте финансовые инструменты, продукты или услуги. Информация о финансовых инструментах и сделках с ними, которая может содержаться на сайте, подготовлена и предоставляется обезличено. Такая информация представляет собой универсальные для заинтересованных лиц сведения, в том числе общедоступные сведения о возможности совершать операции с финансовыми инструментами. Информация о структурных продуктах предназначена для квалифицированных инвесторов.
Информация, размещенная на сайте, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Компания сохраняет за собой право предоставлять посетителям сайта индивидуальные инвестиционные рекомендации исключительно на основании договора об инвестиционном консультировании, исключительно после определения инвестиционного профиля и в соответствии с ним.
В случае указания на сайте доходности финансовых инструментов за определенный период, Компания не гарантирует доходности в будущем. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем.
Компания рекомендует Вам не полагаться исключительно на информацию, с которой Вы были ознакомлены на сайте, а сделать свою собственную оценку и привлечь, при необходимости, независимых экспертов.